- А это что за вокзал? –
знакомая рассматривает фотографии на экранчике
моего фотоаппарата.
- Вокзал? – с
удивлением заглядываю ей через плечо. – Это монастырь!
Но тут же соглашаюсь:
похоже. Не только на маленьком дисплее, но и в
реальности издали келейное здание Свято-Троицкого
Александра Свирского мужского монастыря можно
принять за типичный провинциальный вокзальчик. Но
стоит пройти через арку...
Первая мысль вовсе не о
чём-то возвышенном, а о чудесах архитектуры и законах
перспективы. Удивительно, что этот величественный
Преображенский собор не было видно из-за «вокзальчика».
Здесь таких чудес ещё
много. Обходим собор и снова поражены и восхищены
тем, как сменился пейзаж. Оказывается, монастырь стоит
на берегу озера. Между голубым небом и ясной водой –
густо-зеленый лес, который подступает к самой озёрной
глади. На другом берегу, в том месте, где деревья чуть
отступили, желтеет скит. К озеру ведет крутая
лестница. Внизу на площадке молодожёны
фотографируются на память и на счастье.
Но конечно, в первую
очередь люди едут в Лодейнопольный район Ленинградской
области не за внешними чудесами. Они стремятся сюда со
всего света, чтобы поклониться мощам святого
преподобного Александра Свирского. Утраченные в
первые годы советской власти, мощи были удивительным
образом вновь обретены в 1997 году. Их признали в одном
из экспонатов Военно-морской академии
Санкт-Петербурга. Вскоре началось и восстановление
монастыря.
Свечи, зажжённые возле
мощей, горят как-то особенно ярко и чисто. А помимо
традиционной святой воды паломники увозят отсюда
песок. Он собран на том месте, где были впервые
обретены мощи святого. И если верить, приложенный к
больному месту, исцеляет.
Монастырь состоит из
двух комплексов. Через полкилометра от
Преображенского находится Троицкий. Мы идем к нему по
грунтовой дороге мимо оврага, в котором мужчина
косит траву. На крыльце храма нас встречает собачонка.
Поднимается, виляет хвостом. Подошли ближе –
увидели, что она слепая. Какие-то тропки и её, болезную,
привели сюда...
В Троицком соборе ещё
одно открытие - самовосстанавливающиеся фрески XVIII
века с библейскими сюжетами. По центру купола Иисус
Христос со сжатыми пальцами. Легенда гласит, что
изначально на этой фреске рука была изображена с
раскрытой ладонью. Но каждый раз утром
мастера-живописцы находили фреску измененной. Они
перерисовывали её до того, как не услышали голос:
«Покуда пальцы мои сжаты, я держу эти земли в своих
руках...»
Наследие советской
эпохи – психиатрическая лечебница, которая
занимает весь братский корпус, окружающий Троицкий
комплекс. Больные лежат годами, некоторые всю жизнь.
Оставляю при себе атеистический вопрос: «Почему же они
не исцелятся здесь?»
У компаньонки по
экскурсии свой вопрос:
- А вы не знаете, почему
купола у собора зелёные?
- Наверно, потому, что
зелёный цвет – символ жизни, - говорю первое, что
приходит в голову.
Провожая нашу группу к
автобусу, экскурсовод на минуту останавливается:
- А вот здесь Александру
Свирскому явилась Троица...
Солнце-то какое над
зелёными куполами!
Елена НИКОЛИХИНА
|