Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

ЗВУКИ ГОРОДА С ЛИДИЕЙ КРУШЕВОЙ

Сту­ден­че­ские му­зы­каль­ные кол­лек­ти­вы СПбГУ
 

версия для печати   

Сколь­ко уни­вер­си­те­тов се­го­дня в на­шем го­ро­де? Не мо­гу ска­зать. Я в ре­зуль­та­те сво­его обу­че­ния по­лу­чи­ла ко­гда-то ди­плом ЛГУ (это был по­след­ний год, ко­гда так зна­чи­лось в до­ку­мен­те). И этим бы­ло всё ска­за­но. Мно­го во­ды утек­ло с тех пор...

Но я пом­ню, как пер­вый раз слу­ша­ла уни­вер­си­тет­ский хор в Ак­то­вом за­ле в глав­ном зда­нии – быв­шем зда­нии Две­на­дца­ти кол­ле­гий. Пом­ню, что по­ду­ма­ла то­гда – на­до же, хор лю­би­тель­ский, а ка­кой хо­ро­ший.

Вре­ме­на из­ме­ни­лись – те­перь в СПбГУ го­то­вят про­фес­сио­наль­ных му­зы­кан­тов. Сна­ча­ла в струк­ту­ре фа­куль­те­та фи­ло­ло­гии и ис­кусств поя­вил­ся Ин­сти­тут ис­кусств. А в 2010-м он вы­де­лил­ся уже в са­мо­стоя­тель­ный фа­куль­тет ис­кусств, имею­щий сле­дую­щие от­де­ле­ния: гра­фи­че­ский ди­зайн, ди­зайн сре­ды, ис­кус­ст­во рес­тав­ра­ции, при­клад­ная ин­фор­ма­ти­ка в об­лас­ти ис­кусств и гу­ма­ни­тар­ных на­ук, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во и на­род­ные про­мыс­лы, ки­но­ис­кус­ст­во, ак­тер­ское ис­кус­ст­во, му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во.

Так вот, се­го­дня в уни­вер­си­те­те су­ще­ст­ву­ет не толь­ко хор, но и во­каль­ная сту­дия и ан­самбль ста­рин­ной му­зы­ки СПБГУ «Mu­sica Uni­ver­salis». О них рас­ска­зы­ва­ет сту­дент­ка от­де­ле­ния ор­га­на, кла­ве­си­на и ка­риль­о­на Алек­сан­д­ра Мар­чен­ко

 

Хор сту­ден­тов

Хор сту­ден­тов СПбГУ су­ще­ст­ву­ет уже бо­лее 250 лет. Рань­ше со сту­ден­та­ми пе­ли и про­фес­со­ра. Од­на­ко в се­ре­ди­не 1950-х го­дов хор стал толь­ко сту­ден­че­ским. Кро­ме ре­гу­ляр­ных вы­сту­п­ле­ний в ак­то­вом за­ле хор мож­но по­слу­шать на луч­ших пло­щад­ках Пе­тер­бур­га – в Ма­лом за­ле фи­лар­мо­нии, в Ка­пел­ле, вы­сту­па­ет он с га­ст­ро­ля­ми в дру­гих го­ро­дах и стра­нах.

На­ря­ду с про­слав­лен­ным хо­ром в СПбГУ все­гда бы­ли и пре­крас­ные со­лис­ты. В раз­ные вре­ме­на на уни­вер­си­тет­ской сце­не бли­ста­ли на­род­ная ар­ти­ст­ка Рос­сии Люд­ми­ла Фи­ла­то­ва, вы­пу­ск­ни­ца мат­ме­ха, фи­зик Юрий Со­ро­кин, фи­ло­ло­ги Ели­за­ве­та Гри­горь­е­ва и Гри­го­рий Мар­ты­нен­ко.

 

Во­каль­ная сту­дия

В во­каль­ной сту­дии за­ни­ма­ют­ся сту­ден­ты поч­ти всех фа­куль­те­тов. С 2001 го­да клас­сом соль­но­го пе­ния ру­ко­во­дит На­та­лья Ро­ма­нов­на Со­ко­ло­ва, опыт­ный пе­да­гог, вы­пу­ск­ни­ца Санкт-Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии. За пле­ча­ми у Со­ко­ло­вой го­ды ра­бо­ты на кон­церт­ной эс­т­ра­де, со­труд­ни­че­ст­во со мно­ги­ми ком­по­зи­то­ра­ми, пре­по­да­ва­ние на му­зы­каль­ной ка­фед­ре РГПУ им. А.И. Гер­це­на. Пер­вое вы­сту­п­ле­ние клас­са соль­но­го пе­ния под ру­ко­во­дством На­та­льи Ро­ма­нов­ны Со­ко­ло­вой со­стоя­лось в фев­ра­ле 2002 го­да в Ак­то­вом за­ле фи­ло­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та на Пуш­кин­ском ве­че­ре.

Сей­час в ре­пер­туа­ре кол­лек­ти­ва про­из­ве­де­ния рус­ских и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров от Ре­нес­сан­са и клас­си­ки до му­зы­ки XX ве­ка. Ус­лы­шать вы­пу­ск­ни­ков и уча­щих­ся сту­дии мож­но в раз­ных кон­церт­ных за­лах Пе­тер­бур­га – в Ак­то­вом за­ле СПбГУ, церк­ви св. Пет­ра и Пав­ла, в церк­ви св. Ека­те­ри­ны, в за­ле особ­ня­ка Ру­мян­це­вых, в кон­церт­ном за­ле Пуш­кин­ско­го до­ма, в Ма­лом за­ле Фи­лар­мо­нии.

По ма­те­риа­лам  жур­на­ла «Санкт-Пе­тер­бург­ский уни­вер­си­тет»,

11, 31 ав­гу­ста 2010 го­да

 

«Mu­sica Uni­ver­salis»

 Ан­самбль ста­рин­ной му­зы­ки СПБГУ «Mu­sica Uni­ver­salis» был соз­дан в 2006 го­ду по ини­циа­ти­ве груп­пы сту­ден­тов Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го Уни­вер­си­те­та. Ос­но­ву ре­пер­туа­ра кол­лек­ти­ва со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ров эпо­хи ба­рок­ко и му­зы­каль­но­го клас­си­циз­ма. Со­от­вет­ст­вен­но по­доб­ран ин­ст­ру­мен­та­рий ан­самб­ля – это флей­ты, скрип­ки, вио­лон­че­ли, кла­ве­син, ор­ган. Уча­ст­ни­ки ан­самб­ля не толь­ко ре­гу­ляр­но ре­пе­ти­ру­ют, да­ют кон­цер­ты, но и ста­ра­ют­ся изу­чать ис­то­ри­че­скую ма­не­ру ис­пол­не­ния.

В этом им по­мо­га­ет ру­ко­во­ди­тель кол­лек­ти­ва из­вест­ный пе­тер­бург­ский му­зы­кант, за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры РФ Алек­сандр Юрь­е­вич Кис­ка­чи. Мно­гие го­ды он по­свя­тил  изу­че­нию и ис­пол­не­нию ста­рин­ной му­зы­ки в ау­тен­тич­ной ма­не­ре. Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Санкт-Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии как флей­тист и ком­по­зи­тор. В те­че­ние не­сколь­ких лет ра­бо­тал в ор­ке­ст­рах Ма­ри­ин­ско­го тет­ра и кон­сер­ва­то­рии. Па­рал­лель­но Алек­сандр Кис­ка­чи ак­тив­но кон­цер­ти­ро­вал в со­ста­ве ан­самб­лей «Про Ани­ма» и «Ба­рок­ко-Кон­сорт». Му­зы­кан­ту до­ве­лось ос­во­ить ис­кус­ст­во иг­ры на раз­лич­ных ста­рин­ных флей­тах. Это по­зво­ли­ло Алек­сан­д­ру Кис­ка­чи с се­ре­ди­ны 90-х го­дов про­дол­жить свою ис­пол­ни­тель­скую карь­е­ру уже в ка­че­ст­ве со­лис­та. За про­шед­шее де­ся­ти­ле­тие пе­тер­бург­ский флей­тист уча­ст­во­вал во мно­гих му­зы­каль­ных фес­ти­ва­лях Ев­ро­пы и Аме­ри­ки, за­пи­сал не­сколь­ко ком­пакт-дис­ков. Он ус­пеш­но со­вме­ща­ет ис­пол­ни­тель­ст­во с пе­да­го­ги­че­ской и на­уч­ной ра­бо­той. Ос­нов­ной те­мой его ста­тей яв­ля­ют­ся но­вые ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния ан­самб­ля. Пе­да­го­ги­че­ские дос­ти­же­ния Александра Кис­ка­чи от­ме­че­ны пра­ви­тель­ст­вен­ны­ми на­гра­да­ми.

За про­шед­шие го­ды Ан­самбль «Mu­sica Uni­ver­salis» под­го­то­вил и ис­пол­нил не­сколь­ко кон­церт­ных про­грамм. Наи­бо­лее за­мет­ные: «Эти уди­ви­тель­ные, за­га­доч­ные со­на­ты» - ис­то­рия со­на­ты в XVII – XX вв. – 2006 г.; «Ше­дев­ры ба­рок­ко» - му­зы­ка А. Скар­лат­ти, И.С. Ба­ха, Г.Ф. Ген­де­ля, Г. Пер­сел­ла – 2007 г.; «Ж Б де Буа­мор­тье-за­бы­тый ге­ний» - мо­но­гра­фи­че­ский кон­церт, «Сто­ле­тье бе­зум­но и муд­ро» - 2008 г.; «Пес­ни Аль­био­на» - 2008 г., «К юби­лею Ген­де­ля и Пёр­сел­ла» - 2009 г., «Му­зы­каль­ное при­но­ше­ние» к юби­лею И.С. Ба­ха – 2010 г. Мно­гие свои про­грам­мы  Ан­самбль соз­да­ёт в со­труд­ни­че­ст­ве с те­ат­раль­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми уни­вер­си­те­та и во­каль­ной сту­ди­ей.

Ос­нов­ной кон­церт­ной пло­щад­кой кол­лек­ти­ва яв­ля­ет­ся Ак­то­вый зал СПбГУ, а так­же Пет­ров­ский зал в глав­ном зда­нии уни­вер­си­те­та, кон­церт­ный зал фа­куль­те­та фи­ло­ло­гии, Ор­ган­ный зал СПбГУ на 6-й ли­нии В.О. Ан­самбль ре­гу­ляр­но вы­сту­па­ет на кон­церт­ных пло­щад­ках Пе­тер­бур­га – это Ма­лый зал Фи­лар­мо­нии, Му­зей ис­то­рии Санкт-Пе­тер­бур­га, лю­те­ран­ские церк­ви св. Ека­те­ри­ны и свв.ап. Пет­ра и Пав­ла, кон­церт­ный зал Рос­сий­ской на­цио­наль­ной биб­лио­те­ки на наб. Фон­тан­ки.

 

Ближайший концерт

24 апреля в 16.00

Пасхальный концерт ансамбля «Musica Universalis» в лютеранской церкви св. Екатерины (Большой пр. В.О., д. 1).
   В программе:

Бах, Доуленд, Дорнель, Оттетер, Персел.
   Исполнители:
   Мария Изотова,
   Полина Буцык,
   Иван Чистяков,
   Полина Малышева,
   Прасковья Шуляковская,
   Ксения Дубровина,
   Александра Марченко,
   Наталья Зайцева.
   Вокал:
   Мария Коношенко,
   Анна Шульгина,
   Екатерина Федорова,
   Галина Лунева.

 

|Больше ссылок

 

 

Открытки-комментарии:

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова