Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

СЛОВА ГОРОДА

  Кушнер на ветру

  Времена не выбирают. Но известный поэт выбирает время

  для своих учеников

версия для печати   

За ок­ном Пи­тер. В те­ле­фон­ной труб­ке го­лос при­яте­ля Се­рё­жи Ни­ко­лае­ва:

- На за­се­да­ние сту­дии Куш­не­ра хо­чешь?

Он еще спра­ши­ва­ет! При­гла­ша­ет в свя­тая свя­тых по­эти­че­ско­го Пе­тер­бур­га и со­мне­ва­ет­ся в мо­ём от­ве­те! Хо­ро­ша бы я бы­ла, ска­зав «нет»!

Ни­ко­ла­ев – по­эт. У не­го есть сбор­ник сти­хов и пуб­ли­ка­ции в из­вест­ных жур­на­лах, на­при­мер в «Арио­не». Ну а Куш­не­ра чи­таю­щей пуб­ли­ке пред­став­лять не на­до. Да­же те, кто не ув­ле­ка­ет­ся по­эзи­ей, на­вер­ня­ка слы­ша­ли стро­ки: «Вре­ме­на не вы­би­ра­ют, в них жи­вут и уми­ра­ют». Ци­ти­руя, обыч­но до­бав­ля­ют: «Как ска­зал по­эт...» Этот по­эт и есть Алек­сандр Куш­нер – ав­тор сти­хо­твор­ных сбор­ни­ков, лау­ре­ат пре­стиж­ных пре­мий. Имен­но его Ио­сиф Брод­ский на­звал луч­шим ли­ри­че­ским по­этом два­дца­то­го ве­ка.

 

 

И на ули­це про­дол­жа­ет­ся об­су­ж­де­ние. Алек­сандр Куш­нер (сле­ва) и Сер­гей Ни­ко­ла­ев. А из две­рей, кста­ти, Ва­си­лий Ру­са­ков вы­хо­дит.

Фо­то: Еле­на Ни­ко­ли­хи­на

И вот те­перь я спе­шу по на­бе­реж­ной Ад­ми­ра­ла Ма­ка­ро­ва, бо­ясь опо­здать в Центр со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры и кни­ги. От вет­ра с Не­вы пе­ре­хва­ты­ва­ет ды­ха­ние. Пе­ре­би­раю в па­мя­ти стро­ки Куш­не­ра, пы­та­ясь вспом­нить что-ни­будь о вет­ре или ре­ке. «Све­же­ет к ве­че­ру Не­ва...»

В пер­вой ком­на­те цен­тра, ку­да за­бе­гаю ров­но в 18.30, на­кры­ва­ют сто­лы. Ни­че­го се­бе, мель­ка­ет мысль, не­пло­хо они тут жи­вут. «Про­сти­те... Ме­ня при­гла­си­ли в сту­дию...» Жен­щи­на, де­лаю­щая бу­тер­бро­ды, ма­шет ру­кой: это ту­да, в со­сед­нюю ком­на­ту.

В со­сед­ней ком­на­те ни­ка­ких бу­тер­бро­дов. Всё стро­го и спо­кой­но. Длин­ный стол. Во гла­ве сто­ла Куш­нер. Во­круг че­ло­век де­сять. На­до по­ни­мать, по­эты и по­этес­сы. Поз­же уз­наю, что сре­ди них, на­при­мер, Алек­сандр Фро­лов, чьи пуб­ли­ка­ции мож­но най­ти в жур­на­лах «Но­вый мир», «Звез­да», «Не­ва».

Се­го­дня об­су­ж­да­ют сти­хи Ва­си­лия Ру­са­ко­ва. Сна­ча­ла он чи­та­ет вслух – гром­ко, вы­ра­зи­тель­но. Ос­таль­ные слу­ша­ют и од­но­вре­мен­но чи­та­ют эти же сти­хи в рас­пе­чат­ках. По­том об­су­ж­да­ют. И как об­су­ж­да­ют! Раз­би­ра­ют по кос­точ­кам-строч­кам так, что кос­точ­ки хру­стят. Но по­че­му-то вы­гля­дит это не обид­но. И ав­то­ру, чув­ст­ву­ет­ся, не обид­но. А Куш­не­ра слов­но и нет. Он не до­ми­ни­ру­ет, не пе­ре­би­ва­ет. Из­ред­ка со­глас­но ки­ва­ет го­ло­вой: да, обыч­но по­сле то­го, как по­эт вы­пус­тил кни­гу, у не­го на­сту­па­ет не­кий спад, пи­шет­ся ху­же... В за­вер­ше­ние ти­хим го­ло­сом под­во­дит чер­ту. В ос­нов­ном опять же со­гла­ша­ет­ся: ес­ли в сти­хо­тво­ре­нии нет глав­но­го – мыс­ли, оно рас­па­да­ет­ся...

- А мне мож­но ска­зать? – шеп­чу Сер­гею.

- Нет, не по­ла­га­ет­ся.

Ока­зы­ва­ет­ся, сту­дия офи­ци­аль­но име­ну­ет­ся Ака­де­ми­ей по­эти­че­ско­го твор­че­ст­ва Алек­сан­д­ра Куш­не­ра. Ей уже лет два­дцать, и че­рез неё про­шли поч­ти все из­вест­ные по­эты Пе­тер­бур­га. Слу­ша­те­лей от­би­ра­ет сам Куш­нер. То есть прий­ти сю­да со свои­ми сти­ха­ми мо­жет лю­бой. Но вот ос­та­нет­ся ли – ре­шать Мас­те­ру. Мож­но быть воль­но­слу­ша­те­лем. Но то­гда ты не име­ешь пра­ва го­ло­са. Си­ди и слу­шай, впи­ты­вай.

По­том же­лаю­щие чи­та­ют но­вые сти­хи – про­сто так, без об­су­ж­де­ния.

- Я чи­тал вам о жи­во­пи­си? – спра­ши­ва­ет Куш­нер.

Кто-то слы­шал эти сти­хи, кто-то нет. Но все друж­но про­сят про­честь. Это и вправ­ду ве­зе­ние – ус­лы­шать из Куш­не­ра то, что ещё ни­где не пуб­ли­ко­ва­лось. К то­му же в ав­тор­ском ис­пол­не­нии!

Ко­гда все на­чи­на­ют рас­хо­дить­ся, Алек­сандр Се­ме­но­вич по­жи­ма­ет ру­ку толь­ко что рас­кри­ти­ко­ван­но­му Ру­са­ко­ву: «Ты мо­ло­дец!» И это во­все не ли­це­ме­рие. Ру­са­ков – мо­ло­дец, ина­че бы его здесь про­сто не бы­ло. А кри­ти­ка по де­лу и на поль­зу.

Я же смот­рю на уди­ви­тель­ное крес­ло за дру­гим кон­цом сто­ла. Вы­со­чен­ное, оби­тое крас­ным бар­ха­том, с рез­ной спин­кой, на под­ло­кот­ни­ках – де­ре­вян­ные го­ло­вы львов. Не крес­ло – трон. На­вер­но, Куш­нер си­дел не в нём, по­то­му что счи­та­ет слиш­ком пом­пез­ным.

- Это крес­ло Бо­ри­са Стру­гац­ко­го, - объ­яс­ня­ет Сер­гей. – Его лич­ное. И ни­кто не име­ет пра­ва в нём си­деть. Ты что ду­ма­ешь – здесь один Куш­нер бы­ва­ет? По­сле то­го как в 93-м го­ду сго­рел Дом пи­са­те­лей, это един­ст­вен­ное по­ме­ще­ние, где ли­те­ра­то­ры го­ро­да мо­гут со­би­рать­ся. И Стру­гац­кий здесь се­ми­на­ры ве­дёт.

На вет­ре­ной на­бе­реж­ной на­ко­нец-то ре­ша­юсь дос­тать фо­то­ап­па­рат. Про­шу раз­ре­ше­ния у Куш­не­ра сфо­то­гра­фи­ро­вать его. Но, ви­ди­мо, он не рас­слы­шал, по­то­му что слег­ка удив­лен­но по­смот­рел в от­вет на щел­чок за­тво­ра. Ни­че­го не ска­зал.

- Он уже при­вык, что его все фо­то­гра­фи­ру­ют, - ус­по­каи­ва­ет Сер­гей.

Это слав­но, что по­этов все фо­то­гра­фи­ру­ют.

По­том мы с Сер­ге­ем идем к мет­ро и тво­рим на хо­ду. Куш­нер ска­зал Ни­ко­лае­ву, что од­на стро­ка в его сти­хо­тво­ре­нии не го­дит­ся – не слиш­ком гра­мот­но зву­чит. И мы, сме­ясь, иг­ра­ем сло­ва­ми, под­бра­сы­вая в ап­рель­ское не­бо над Ва­силь­ев­ским ост­ро­вом но­вые риф­мы. Ка­жет­ся, это так ве­се­ло и без­за­бот­но – со­чи­нять сти­хи! Ин­те­рес­но, Куш­нер сей­час то­же со­чи­ня­ет? И как это у не­го про­ис­хо­дит? Тай­на…

 

Еле­на НИКОЛИХИНА

 

Открытки-комментарии:
Василий
Мы-то, конечно, к Кушнеру со всем нашим почтением - но какая гиль, какой совписовский рай тут нам обрисован зачарованной дурочкой. Ну-ну, валяйте дальше, играйте в гения Кушнера... Серятина.
25 октября 2009 01:33

 

Сергей Николаев
Ай да Ва­си­лий! Ай да...! По­хо­же, он - по­эт ми­ро­во­го мас­шта­ба, лау­ре­ат вся­че­ских пре­мий, ав­тор со­тен пуб­ли­ка­ций и де­сят­ков книг.
Я по­ни­маю, со вся­ким слу­ча­ет­ся - уви­дел, что на­зва­ли по­этом че­ло­ве­ка, сти­хи ко­то­ро­го он не в со­стоя­нии по­нять, и вот по­жа­луй­ста - на­ка­кал пря­мо в ин­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ст­во. Ни­че­го, ни­че­го, а мы ему бу­маж­ку пред­ло­жим - гля­дишь, на­пи­шет что-ни­будь...
27 октября 2009 00:26

 

Наталья
В Мо­ск­ве то­же чи­та­ют его сти­хи. Я по­эту очень бла­го­дар­на, это не­ма­те­ри­аль­ный по­да­рок, и я пы­та­лась пе­ре­дать ему лич­но пись­мо че­рез пе­тер­бург­ско­го пи­са­те­ля от чи­та­те­ля, что­бы по­бла­го­да­рить за все, на­де­юсь, дош­ло. По­эт че­рез сти­хи «Вый­ти на ули­цу це­лое де­ло» и не­ко­то­рые со­бы­тия мис­ти­че­ско­го тол­ка пе­ре­дал мне вес­точ­ку от мое­го без вес­ти про­пав­ше­го де­душ­ки (его так и не на­шли), и он го­во­рит по­хо­же с де­душ­кой, что жизнь - это дар, это бы­ла лю­би­мая де­душ­ки­на кни­га во­ен­ных лет, со­вме­ст­но­го из­да­ния Мо­ск­ва-Ле­нин­град, и мой де­душ­ка то­же от­но­сил­ся к жиз­ни как к да­ру.
3 августа 2010 13:22

 

Наталья

Я по по­во­ду ста­тьи ни­че­го не ска­за­ла, все толь­ко о се­бе, да о се­бе. У нас то­же про­хо­дят по­доб­ные ве­че­ра, для ме­ня в этом ни­че­го уди­ви­тель­но­го и не­ожи­дан­но­го нет. Я не раз­де­ляю точ­ку зре­ния про «за­ча­ро­ван­ную ду­роч­ку», это очень гру­бая оцен­ка. Но «ду­роч­ка» - это не гру­бо, хо­ро­шо, что не «дур­ра». Но раз это от­крыт­ка-ком­мен­та­рий, зна­чит, че­ло­век име­ет пра­во на свое лич­ное мне­ние, да­же на от­ри­ца­тель­ное. Но воз­вы­шен­ность ре­чи - это нор­маль­ное яв­ле­ние для, на­вер­ное, мо­ло­дых лю­дей, ко­гда они очень воз­вы­шен­но смот­рят на ка­кие-то ве­щи и ко­го-то очень лю­бят, чьё-то твор­че­ст­во, этот че­ло­век, на­вер­ное, для них тот, на ко­го они не мо­лят­ся, но чьё мне­ние для них име­ет вес. Хо­тя, по­эт, он - ро­вес­ник мо­ей ба­буш­ки, то­же 1936-ого го­да ро­ж­де­ния.

«Ай, да Ва­си­лий...!» зву­чит  как «Ай, да Пуш­кин - су­кин сын!» из этой опе­ры. Да­же, ес­ли че­ло­век с ми­ро­вым име­нем и ре­га­лия­ми - это не зна­чит, что все мы долж­ны  льстить ему и рас­сы­пать­ся толь­ко в ком­пли­мен­тах пе­ред ним. Это не со­всем вер­но, как мне ка­жет­ся, мо­жет я не пра­ва?! Хо­ро­шо, ко­гда мож­но по­спо­рить, не со­гла­сить­ся в чем-то. По-мо­ему, ни­ка­кое имя не да­ет Вам пра­во об­ра­щать­ся с людь­ми дур­но. И на это имя я лич­но не по­смот­рю!

По-мо­ему, вне за­ви­си­мо­сти от ста­ту­са и име­ни, на­до к лю­дям с ува­же­ни­ем  от­но­сить­ся. Как к тем, так и к дру­гим.

А че­ло­век не то, что сти­хи по­эта не по­нял, Вы знае­те, бы­ва­ет лич­но­ст­но че­ло­век не­при­ятен, и сти­хи его то­же от­тал­ки­ва­ют. Так бы­ва­ет, в жиз­ни вся­кое бы­ва­ет! Но я по­ни­маю, по­че­му Вы так от­реа­ги­ро­ва­ли.

Ти­ра­жи же книг по­эта ма­лы - ти­раж - 3-5 тыс. эк­зем­п­ля­ров. Бы­ва­ет труд­но дос­тать его кни­ги, в Ин­тер­нет-ма­га­зи­не за­ка­зы­ваю. И кла­дут его час­то не в тот от­дел, не в от­дел «По­эзия». И я не­дав­но чи­та­ла его кни­гу «Апол­лон в тра­ве», там ошиб­ка - вме­сто «Ба­ра­тын­ский» на­пи­са­ли «Бо­ра­тын­ский». Мо­жет, это не суть важ­но, ко­неч­но. Мо­жет, так и за­ду­ма­но.
3 августа 2010 16:42

 

Наталья
И еще до­бав­лю по по­во­ду воль­но­слу­ша­те­лей и этих со­б­ра­ний. В Мо­ск­ве то­же про­хо­дят по­доб­ные встре­чи. Ко­неч­но, су­ще­ст­ву­ют раз­ные груп­пы. Один ис­то­ри­че­ский жур­нал, он уст­раи­ва­ет ме­ро­прия­тия, сбо­ры про­фес­сио­наль­ные. При­гла­ша­ют лю­дей раз­ных про­фес­сий, и Вы мо­же­те за­да­вать во­про­сы, по­сле этих про­фес­сио­наль­ных об­су­ж­де­ний. Сей­час мно­гим ста­ло скуч­но со­би­рать­ся толь­ко сво­им кру­гом, при­гла­ша­ют раз­ных лю­дей: и пи­са­те­лей, и по­этов, и бо­го­сло­вов, фи­ло­со­фов, и ху­дож­ни­ков и му­зы­ко­ве­дов и т.д. Ис­то­ри­ки да­же при­влек­ли че­ло­ве­ка из фи­нан­со­вой сфе­ры к ним, он за­щи­тил­ся, на­пи­сал ин­те­рес­ные ра­бо­ты по ис­то­рии, хо­тя не­про­фес­сио­на­лом был, но ув­лек­ли. В МГУ то­же про­хо­дят встре­чи, то­же раз в ме­сяц, или  два, еже­год­но, раз­ные бы­ва­ют те­мы, и про­фес­сио­наль­ные, так как уче­ные, в ос­нов­ном, это ме­ро­прия­тие про­во­дят, и о по­эзии го­во­рят, мно­го о твор­че­ст­ве А.С. Пуш­ки­на, уче­ные то­же пи­шут сти­хи и их чи­та­ют. На этих ме­ро­прия­ти­ях и по­эты при­сут­ст­ву­ют и не толь­ко, о му­зы­ке го­во­рят, очень мно­го от­кры­тий и в этой об­лас­ти сде­ла­но. И там то­же тот же, воль­но­слу­ша­тель, гость, он име­ет пра­во за­дать во­прос, нет та­ко­го, что не мо­жет. Та­ких стро­гих ра­мок как в Ака­де­мии твор­че­ст­ва А.С. Куш­не­ра, нет. Но, на­вер­ное, у всех все по-раз­но­му. Но у нас со­вме­ща­ют и про­фес­сио­наль­ные встре­чи, и Вы мо­же­те за­дать во­про­сы, Вас ин­те­ре­сую­щие, и что-то ска­зать са­ми, и не­смот­ря, на то, что лю­ди, с ко­то­ры­ми Вы об­щае­тесь, кан­ди­да­ты, док­то­ра, про­фес­со­ра, ака­де­ми­ки, к Вам от­но­сят­ся с вни­ма­ни­ем, и Вас вы­слу­ша­ют, и Вам от­ве­тят веж­ли­во.
5 августа 2010 11:09

 

Наталья
А раз в два ме­ся­ца – я под­ра­зу­ме­ваю под этим, что это где-то пять или шесть встреч в год, при­лич­но вы­хо­дит, ес­ли о про­фес­сио­наль­ных встре­чах.
5 августа 2010 11:26

 

Сергей Николаев
4 ав­гу­ста но­чью умер Ва­си­лий Ру­са­ков. Умер не от ра­ка, как мы все боя­лись, а от тром­ба во сне – хо­ро­шая смерть, что ни го­во­ри. На­ка­ну­не ве­че­ром Ва­си­лий раз­го­ва­ри­вал по те­ле­фо­ну с Ма­шев­ским, был бодр и ска­зал, что бла­го­да­ря бо­лез­ни на­де­ет­ся про­честь мно­гие кни­ги, на ко­то­рые рань­ше не хва­та­ло вре­ме­ни. А вре­ме­ни уже не бы­ло. Та­ко­ва че­ло­ве­че­ская жизнь – не боль­ше жиз­ни мо­тыль­ка, слу­чай­но уго­див­ше­го в ого­нёк све­чи. Мне бу­дет очень не хва­тать Ва­си­лия ­– это был мой глав­ный со­вет­чик в ли­те­ра­тур­ных де­лах. А ка­кой это был ду­шев­ный, до­б­рый че­ло­век… вот та­кие-то дол­го и не жи­вут: ему бы­ло пять­де­сят с не­боль­шим лет.
5 августа 2010 23:53

 

Наталья

Про­чи­та­ла о смер­ти Ва­си­лия Ру­са­ко­ва. Я то­же вы­ра­жаю Вам свои со­бо­лез­но­ва­ния. Все­гда тя­же­ло те­рять близ­ко­го че­ло­ве­ка и кол­ле­гу – глав­но­го со­вет­чи­ка  в ли­те­ра­тур­ных де­лах. Близ­кий мне че­ло­век то­же умер в 50 с лиш­ним лет. Ка­ж­до­му от­ве­ден свой срок. Во­об­ще, год этот и пре­ды­ду­щие, слиш­ком мно­го смер­тей, тя­же­лое вре­мя.  Не­дав­но ты го­во­рил с че­ло­ве­ком, тво­им кол­ле­гой, он то­же что-то пла­ни­ро­вал, и на сле­дую­щий день, уз­на­ешь, что его уже нет на све­те. Ес­ли о кни­гах, я то­же по­де­люсь вот чем.

1-е ав­гу­ста 2006 г. Я на от­ды­хе, на бе­ре­гу мо­ря. Воз­вра­ща­юсь  в отель и на­чи­наю чи­тать кни­гу «Пре­врат­но­сти люб­ви» Ан­д­ре Мо­руа. И про­ис­хо­дит что-то стран­ное, не до­чи­тав до кон­ца, дой­дя до се­ре­ди­ны, я вдруг ме­ж­ду строк ви­жу сло­во «мо­ги­ла», но по­том, это сло­во бес­след­но ис­че­за­ет. Дой­дя же до кон­ца кни­ги, я об­на­ру­жи­ваю, что и впрямь глав­ные ге­рои в кон­це уми­ра­ют – уми­ра­ет Одил­лия (пер­вая лю­бовь Мар­се­на) и сам Мар­сен. Та­кое бы­ло у ме­ня чув­ст­во в тот мо­мент, буд­то и кни­га, в са­мом де­ле, со мной за­го­во­ри­ла, я ви­ди­мо, на­столь­ко про­ник­лась чте­ни­ем, что кни­га и я как-то ста­ли еди­ным це­лым. А 23-е ию­ня 2005 г., со мной тво­рит­ся что-то не­лад­ное. Мне все вре­мя слы­шат­ся стран­ные ве­щи, то ли это ме­ня слух под­во­дит, я в не­до­уме­нии. На­при­мер, вме­сто мо­биль­ный те­ле­фон – мо­гиль­ный те­ле­фон, вме­сто ко­роб – гроб, вме­сто вы­шел но­вый за­кон – вы­шел но­вый дра­кон.

Мо­жет, все это, ко­неч­но, лишь сов­па­де­ния не­ле­пые и у ме­ня про­сто слу­хо­вые и зри­тель­ные гал­лю­ци­на­ции.
6 августа 2010 17:51

 

Наталья
Хо­те­ла так­же до­ба­вить, по та­ко­му сов­па­де­нию, у мое­го близ­ко­го че­ло­ве­ка был 4-ого ав­гу­ста день ро­ж­де­ния и не­сли толь­ко бу­ке­ты с цве­та­ми в чет­ном ко­ли­че­ст­ве, я го­во­рю: ну, что та­кое, ведь это не по­хо­ро­ны, а день ро­ж­де­ния. Та­кое уже бы­ло, ко­гда умер­ла ба­ле­ри­на Ма­ри­на Се­ме­но­ва, мы в этот день по сов­па­де­нию го­во­ри­ли о ба­ле­те и Боль­шом те­ат­ре и о при­мах-ба­ле­ри­нах, и  уз­на­ем, что  в тот же день,  скон­ча­лась Ма­ри­на Се­ме­но­ва. На­вер­ное, сов­па­де­ние, но и у нас 4-е ав­гу­ста бы­ло ка­ким-то в этот раз не­празд­нич­ным. Од­ни бу­ке­ты не­сли, то ли так про­да­ли, как на по­мин­ки. Все не­сут и не­сут. Прав­да! На­вер­ное, там то­же свы­ше пом­нят о по­эте.
6 августа 2010 23:50

 

Наталья
И по сов­па­де­нию, наш зна­ко­мый, у не­го по­хо­жая бо­лезнь, что и у Ва­ше­го кол­ле­ги, был рак, но не зло­ка­че­ст­вен­ная опу­холь, уда­ли­ли, а по­том от­крыл­ся тромбофлебит. По­сле­опе­ра­ци­он­ное вме­ша­тель­ст­во ока­за­лось не­удач­ным, вы­яви­ли но­вую бо­лезнь, на­де­ем­ся, что он не ум­рет, но та­кой же ди­аг­ноз, по су­ти, и воз­раст один с Ва­шим кол­ле­гой. То­же бо­ле­ет. По­это­му то, что Вы пе­ре­жи­вае­те очень близ­ко и нам всем, и по­нят­но, как ни­ко­му.
7 августа 2010 13:00

 

Сергей Николаев

* * *

Ну вот, и тебя здесь, Василий, не стало. А что я помню?

Как ты улыбался беспечно: - Делов-то – мы все там будем!..

Как жил, рассуждая, – плечом на ветру подпирал колонну.

И что ещё?.. Да, и стихи… И теперь уже неподсуден

 

ты грозным студийцам, как птица районному прокурору.

Ошибки?.. Ну что же, теперь их исправит седое время.

Ты был человеком, с которым легко на любую гору,

и, если на глючном компьютере к чёрту летит система,

 

ты так помогал, как никто, хоть и был, я скажу, не мастер.

Ты просто любил, и любил даже тех, кто труда не стоил.

Твои открываю стихи, если хворь или вдруг ненастье.

В них есть измерение, думаю, пятое… нет, шестое.

8 августа 2010 21:10

 

Наталья

А Вы не мог­ли бы при­вес­ти не­сколь­ко стро­чек из сти­хов Ва­си­лия Ру­са­ко­ва, ко­то­рые Вы, к при­ме­ру, чи­тае­те, ко­гда у Вас «хворь или вдруг не­на­стье», ес­ли это не  слиш­ком ин­тим­ное, ко­неч­но. А есть ли сти­хи у не­го, от ко­то­рых Вам ста­но­вит­ся ра­до­ст­но и те­п­ло на ду­ше. Ведь друг он и в ра­до­сти и  в го­ре, и важ­но и то и дру­гое.

Ес­ли че­ст­но, то я, увы, не оби­жай­тесь на ме­ня, не зна­ко­ма, с твор­че­ст­вом Ва­си­лия Ру­са­ко­ва, а ес­ли он пе­ча­та­ет­ся толь­ко в ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах, а я их не вы­пи­сы­ваю с 90-х, на книж­ных пол­ках я не ви­жу его сти­хов. А Вы так неж­но о нем от­зы­вае­тесь, за­ин­те­ре­со­ва­ли, под­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, где мож­но по­чи­тать его сти­хи. В книж­ных ма­га­зи­нах я не встре­ча­ла ни ра­зу по­эта с та­ким име­нем, од­ни и те же име­на все вре­мя зву­чат, а его я как-то не встре­ча­ла.

И Вы в сти­хах пи­са­ли, что он тра­тил вре­мя на тех лю­дей, что и не сто­ят его вни­ма­ния, а раз­ве та­кое бы­ва­ет?! Мне ка­жет­ся, ка­ж­дый че­ло­век, ка­ж­дый про­жи­тый то­бою миг, он сто­ит и  на­ше­го вни­ма­ния и тру­да, он че­го-то сто­ит, но эта це­на не­из­ме­ри­ма в ма­те­ри­аль­ном эк­ви­ва­лен­те, и да­же, ес­ли это че­ло­век или не­ося­зае­мый пред­мет, все важ­но и ни­что и ни­кто не про­хо­дит бес­след­но. И горь­кий шо­ко­лад, и слад­кий шо­ко­лад  и  иной шо­ко­лад, он ведь ос­тав­ля­ет не толь­ко го­речь или при­тор­ный ка­кой-то вкус, ведь что-то еще ос­та­ет­ся. Да, и как  мож­но оп­ре­де­лять эту це­ну, сколь­ко, кто и че­го сто­ит, как-то так го­во­рить о лю­дях, о том, что они не сто­ят на­ше­го тру­да, на­ше­го вни­ма­ния, нет, не по­ни­маю. Мне это ка­жет­ся жес­то­ким. На­вер­ное, я еще ма­ло, что знаю о жиз­ни и лю­дях. 

А по­че­му я не вы­пи­сы­ваю ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы, от­ве­чу, глав­ные ре­дак­то­ра этих жур­на­лов – гру­бия­ны, ко­гда я все вре­мя слы­шу и ви­жу, как  чи­та­те­лей они на­зы­ва­ют людь­ми с низ­ким куль­тур­ным уров­нем об­ра­зо­ва­ния,  это ме­ня очень оби­жа­ет, огор­ча­ет. Вспом­ни­те, хо­тя бы, пе­ре­да­чу «Тем вре­ме­нем» с Ар­хан­гель­ским и вот со­бра­лись глав­ные ре­дак­то­ра ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов, с че­го они на­ча­ли, у чи­та­те­лей низ­кий куль­тур­ный уро­вень, по­то­му нас они не по­ку­па­ют и не чи­та­ют, а рань­ше был вы­со­кий куль­тур­ный уро­вень. Ко­гда ты че­ло­ве­ку го­во­ришь, что он – ду­рак, он за­хо­чет ку­пить по­сле это­го то, что ты ему пред­ло­жишь. Со­мне­ва­юсь! Та­кое пре­неб­ре­жи­тель­ное от­но­ше­ние и пре­зри­тель­ное, я бы так ска­за­ла, к чи­та­те­лям! Ко­гда-ни­будь, ска­жи­те, мы до­жи­вем до той по­ры, ко­гда в на­шей стра­не к лю­дям бу­дут от­но­сить­ся по-дру­го­му.

Да, че­ло­век, от­зы­вав­шей­ся о сти­хах по­эта, и не­важ­но, лау­ре­ат по­эт или нет, по­вел се­бя не­уч­ти­во, но ка­кие его бы­ли ар­гу­мен­ты, ни­ка­ких, про­сто сти­хи Ва­ши – гниль, вот и все.

Вот и по­го­во­ри­ли и так у нас все­гда и с той и с дру­гой сто­ро­ны! Ко­гда бу­дет-то по-дру­го­му! Или ко­гда по­эта Алек­сан­д­ра Куш­не­ра по­про­си­ли вы­ска­зать свои лич­ные по­же­ла­ния Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те, он от­кро­вен­но ска­зал, что ду­ма­ет: «по­мень­ше гро­мо­глас­ных за­яв­ле­ний о люб­ви к Ро­ди­не, она в сла­во­сло­ви­ях и клят­вах не ну­ж­да­ет­ся…» Ему  в от­вет: «Пусть на­ши чи­та­те­ли са­ми это  ре­ша­ют,  нет, да­же ина­че про­зву­чал от­вет, по­зволь­те на­шим чи­та­те­лям са­мим это ре­шить…».

Хо­тя, ес­ли че­ст­но, мне­ние чи­та­те­лей их мень­ше все­го ин­те­ре­су­ет и у нас ни­кто ни­че­го не спра­ши­ва­ет и не счи­та­ет­ся с на­ми и с на­шим лич­ным мне­ни­ем. Мне по­ка­зал­ся очень гру­бым от­вет жур­на­ли­ста, брав­ше­го ин­тер­вью. Зна­чит, с са­мо­го на­ча­ла, Вас не ин­те­ре­со­ва­ло мне­ние че­ло­ве­ка, а Вы то­гда за­чем его спра­ши­вае­те. Про­сто ска­зал, что ду­ма­ет ина­че, ни­ко­му не на­вя­зы­вая сво­ей точ­ки зре­ния. Но Вы же са­ми его об этом по­про­си­ли, вы­ска­зать его лич­ное мне­ние. Они очень не­вос­пи­тан­ные, эти лю­ди из Ли­те­ра­тур­ки. И вот это пре­зре­ние и к чи­та­те­лю то­же, по­доб­ное то­му, что ис­пы­ты­ва­ют по от­но­ше­нию к се­бе и лю­ди ис­кус­ст­ва, ис­пы­ты­ва­ем и мы.

«Кста­ти, не­дав­но про­чел в га­зе­те ста­тью од­но­го ува­жае­мо­го мною ав­то­ра, в ко­то­рой он пе­ре­ска­зы­вал дей­ст­ви­тель­но во­пию­щие слу­чаи без­за­ко­ния и зло­упот­реб­ле­ний, а в кон­це до­ба­вил, что, мол, про­чи­та­ют эту ста­тью на­ши мас­те­ра куль­ту­ры, да и вер­нут­ся спо­кой­но к сво­им за­ня­ти­ям - при­мут­ся сно­ва пи­сать сти­хи, петь на сце­не, иг­рать в те­ат­ре. Мне это на­пом­ни­ло пе­ре­до­вую мысль 60-х гг. XIX ве­ка: то же пре­зре­ние к лю­дям ис­кус­ст­ва, то же пре­неб­ре­же­ние к тем, кто жи­вет дру­гой жиз­нью. И это пре­зре­ние - об­щая бо­лезнь, что у на­шей пе­ре­до­вой об­ще­ст­вен­но­сти, что у го­су­дар­ст­ва…» Куш­нер А.С. «Рос­сия по­ка не го­то­ва к сво­бо­де».
9 августа 2010 02:05

 

Наталья

А мож­но так­же по­ин­те­ре­со­вать­ся, а пе­ча­та­ют­ся Ва­ши сти­хи толь­ко в «Арио­не» или где-то еще их мож­но по­чи­тать, по­то­му что, на­сколь­ко мне из­вест­но, это пе­тер­бург­ский по­эти­че­ский аль­ма­нах или жур­нал, а в Мо­ск­ве, где Вы, и в ка­ких жур­на­лах пе­ча­тае­тесь?! И есть ли у Вас кни­ги и хо­тя бы их на­зва­ния уз­нать бы, то­гда мож­но как-то за­ка­зать их, по поч­те или в книж­ном Ин­тер­нет-ма­га­зи­не. Как-то боль­ше хо­чет­ся уз­нать о пе­тер­бург­ской по­эзии. Все-та­ки ря­дом на­хо­дим­ся!

А мне вче­ра спо­за­ран­ку при­нес­ли кни­гу сти­хов «Стро­ки па­мя­ти» о ле­нин­град­ской бло­ка­де, мож­но ска­зать, дос­та­ви­ли из бло­кад­но­го не­ко­гда Ле­нин­гра­да, ны­не Пе­тер­бур­га  (ко­неч­но, по­нят­но, что не из Ле­нин­гра­да пря­мо дос­та­ви­ли, это я об­раз­но вы­ра­жа­юсь) в бло­кад­ную Мо­ск­ву, т.е. оку­тан­ную ды­мом (смо­гом) и ту­ма­ном еще. В Мо­ск­ве не­ма­ло бло­кад­ни­ков про­жи­ва­ет, по­то­му, ко­неч­но, мне бу­дет ин­те­рес­но по­чи­тать. И в вос­кре­се­нье опять ви­де­ла двой­ни­ка по­эта, и вот кни­гу при­нес­ли, все­гда, ко­гда ви­жу двой­ни­ков по­эта, это к из­вес­тию, ли­бо кни­га сти­хов но­вая вый­дет, ли­бо ста­тья или ин­тер­вью, с по­этом Алек­сан­дром Куш­не­ром – это уже не­од­но­крат­но про­ис­хо­ди­ло. Боль­ше с жи­вы­ми по­эта­ми дел не имею ни­ка­ких (шу­чу!), в этот раз ка­кой-то не­уго­мон­ный по­эт по­пал­ся. Обыч­но я чи­таю по­кой­ных по­этов, клас­си­ку боль­ше, а о тех, кто сей­час и здесь, их -  нет, не чи­таю или чи­таю, но из­ред­ка. По­ня­тие «со­вре­мен­ник» для ме­ня ни­че­го не зна­чит, я счи­таю, нра­вят­ся те­бе эти сти­хи, лю­бишь эти сти­хи, и не­важ­но, сколь­ко по­эту лет, стар или млад, жив или нет, для ме­ня он все­гда бу­дет «со­вре­мен­ным», как и его твор­че­ст­во.

Пусть Ваш кол­ле­га по пе­ру не пе­ре­жи­ва­ет из-за воз­рас­та, не все смот­рят «свы­со­ка на его мо­гу­чий позд­ний воз­раст», и ни­кто над ним не сме­ет­ся.

Ко­гда был этот ми­тинг про­тив выш­ки Газ­про­ма, я слу­ша­ла вы­сту­п­ле­ние Ва­ших кол­лег в за­пи­си, от­важ­ные лю­ди, ни­че­го не ска­жешь. В Мо­ск­ве все то же са­мое, у нас стро­ят вы­сот­ные зда­ния, за­го­ра­жи­ва­ют вид чу­дес­ный на ре­ку, унич­то­жа­ют ис­то­ри­че­ский об­лик го­ро­да, а ки­тай­цы под но­сом, это бе­да. К со­жа­ле­нию, у нас не смог­ли это­му по­ме­шать и лю­дей вла­сти ма­ло ин­те­ре­су­ют при­зы­вы к бла­го­род­ст­ву, к серд­цу, для  них при­быль пре­вы­ше все­го, а лю­ди на са­мом по­след­нем мес­те, как и ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль го­ро­да, его внеш­ний об­лик. То, что со­вер­ша­ет­ся – это пре­сту­п­ле­ние, как пра­виль­но за­ме­тил, наш один пи­са­тель, ро­вес­ник по­эта, пи­са­тель Э. С. Рад­зин­ский, - «это пре­сту­п­ле­ние про­тив кра­со­ты».

Ко­гда про­хо­дил этот ми­тинг, я еще не зна­ла о нем, о ми­тин­ге, не­од­но­крат­но тут всплы­вал об­раз по­эта, я чи­та­ла то­гда его кни­гу «Тав­ри­че­ский сад», по сов­па­де­нию кни­га с та­ким на­зва­ни­ем вы­шла в год мое­го ро­ж­де­ния, в 1984-м. Так что по по­во­ду слы­ши­мо­сти в Мо­ск­ве (кни­га «Апол­лон в тра­ве»), Ваш кол­ле­га оши­ба­ет­ся, лич­но его бы­ло слыш­но очень хо­ро­шо и вид­но, он тут в двух го­ро­дах од­но­вре­мен­но на­хо­дил­ся, по­сред­ст­вом сво­его твор­че­ст­ва. Чи­таю его сти­хи, и тут его ви­жу на до­лю се­кун­ды, в си­нем кос­тю­ме, по­том вдоль из­го­ро­ди идет, зи­ма. Слы­ши­мость и ви­ди­мость у нас от­лич­ная. Так что гу­ля­ем, я по­ни­маю! Ко­му «плен­ни­цы-тур­чан­ки» дос­та­ют­ся, где-то в кус­тах там пря­чет­ся она, кра­са­ви­ца, долж­но быть,  а ко­му-то  - «де­душ­ки». Я бы по­ме­ня­лась с ра­до­стью, на юно­шу-кра­сав­ца. Я шу­чу, ко­неч­но! Шут­кую (шу­чу) я, шут­кую! Нет, яв­но,  луч­ше иметь де­ло с по­кой­ны­ми по­эта­ми, не­же­ли с жи­вы­ми, а то хло­пот не обе­решь­ся! Из­ви­ни­те за та­кие от­кро­ве­ния, и что я так час­то о Ва­шем кол­ле­ге упо­ми­на­ла, про­сто ме­ня с ним мно­гое объ­е­ди­ня­ло из-за мое­го про­пав­ше­го без вес­ти де­душ­ки, он го­во­рит в ин­тер­вью по­хо­же с ним, а де­душ­ки я тол­ком не зна­ла. Как-то хо­те­лось и ему что-то доб­рое ска­зать, за от­сут­ст­ви­ем де­ду­шек, это во­все не из-за  че­го-то, про­сто, так я ду­маю и чув­ст­вую.
10 августа 2010 17:15

 

Сергей Николаев

До­ро­гая, На­та­ша!

Дей­ст­ви­тель­но, чи­та­те­лю при­ят­нее иметь де­ло с твор­че­ст­вом по­кой­но­го по­эта, чем с са­мим жи­вым по­этом. Имен­но по­это­му сла­ва час­то при­хо­дит по­сле смер­ти. Что ка­са­ет­ся пре­зре­ния пи­са­те­лей к чи­та­те­лям... час­то его вы­ска­зы­ва­ют лю­ди, ко­то­рые на это пра­ва не име­ют. Но не за­пре­тишь.

С дру­гой сто­ро­ны, есть та­кое де­ло - чи­та­те­лей куль­тур­ных ма­ло и даль­ше бу­дет ещё мень­ше. Един­ст­вен­ный вы­ход - не­по­сред­ст­вен­ный диа­лог с кон­крет­ным чи­та­те­лем, ес­ли он за­хо­чет раз­го­ва­ри­вать. Но я та­ких чи­та­те­лей встре­чал ма­ло. Две кни­ги у ме­ня есть - я мо­гу их при­слать по­чтой, но всё это мож­но про­честь и в ин­тер­не­те.

Вот ссылки:

http://www.stihi.ru/avtor/parias все мои стихи

http://www.stihi.ru/avtor/geosferslovo сти­хи Ру­са­ко­ва, луч­ши­ми я счи­таю по­след­ние, ко­то­рые пи­са­лись уже в боль­ни­цах.

http://vkontakte.ru/id9499112 моя стра­ни­ца в Кон­так­те, там на­до ре­ги­ст­ри­ро­вать­ся, но там очень удоб­но об­щать­ся. Там мно­го мо­их фо­то­гра­фий.

Вы мо­же­те на­пи­сать мне с сай­та Сти­хи.ру. Ко­гда у ме­ня бу­дет ваш ад­рес, я смо­гу от­ве­тить бо­лее под­роб­но. На­де­юсь, по­лу­чит­ся ин­те­рес­ный диа­лог.

22 августа 2010 20:20

 

Наталья

До­ро­гой, Сер­гей!

Спа­си­бо за до­б­рые и те­п­лые сло­ва. Я, ко­неч­но, не то име­ла в ви­ду, го­во­ря о по­кой­ных по­этах, про­сто из-за жи­вых, вне за­ви­си­мо­сти от­то­го, по­эты они или нет, бы­ва­ет не­ма­ло не­при­ят­но­стей. С по­кой­ны­ми-то по­кой­нее, они не оби­дят уже, в от­ли­чие от жи­вых, хо­тя, как знать, бы­ва­ет, и оби­жа­ют и те и дру­гие. Про­сто очень ма­ло ин­фор­ма­ции о пе­тер­бург­ской по­эзии, и на пол­ках книж­ных ма­га­зи­нов, в ос­нов­ном, од­ни и те же кни­ги од­них и тех же ав­то­ров, од­ни и те же име­на. По­смерт­ная сла­ва, ну, не знаю, не хо­те­лось бы мне лич­но сла­вы по­сле смер­ти. Да, и сла­ва ми­мо­лет­на. Глав­ное, что­бы пом­ни­ли, а уж, как и что,  пусть ка­ж­дый ре­ша­ет это сам лич­но для се­бя. Я же под­ра­зу­ме­ва­ла, го­во­ря о пре­зре­нии к чи­та­те­лям не кон­крет­но пи­са­те­лей, а, в об­щем, но ду­маю, все это ин­ди­ви­ду­аль­но и за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка и его лич­но­го уст­рой­ст­ва.

Я поз­же Вам на­пи­шу с то­го сай­та,  ко­то­рый Вы на­зва­ли, оз­на­ком­люсь  с ин­тер­нет-стра­ни­ца­ми и со сти­ха­ми, я про­сто не ре­ги­ст­ри­ру­юсь в кон­так­те и не люб­лю вы­став­лять так от­кры­то ка­кую-то ин­фор­ма­цию о се­бе, сайт «Сти­хи ru» я знаю. Ин­тер­не­том же я поль­зу­юсь не очень ак­тив­но, толь­ко ко­гда нуж­но что-то най­ти, а это­го нет ни­где или как по­чтой. На­вер­ное, по­то­му, зай­дя слу­чай­но од­на­ж­ды, на сайт «Сти­хи. ru», я имен­но на Ва­ше имя не об­ра­ти­ла вни­ма­ния.

А фо­то­гра­фии по­смот­рю жи­во­го по­эта, так ска­зать. Ну, дер­жи­тесь, жи­вой по­эт!

Ес­ли че­ст­но, то та­ким уж куль­тур­ным чи­та­те­лем се­бя я  не счи­таю, не знаю, что из это­го вый­дет, для ме­ня это впер­вые. Но по­смот­рим!

22 августа 2010 21:36

 

Сергей Николаев

Здрав­ст­вуй­те, На­та­ша!

Чем же я вас так при­влёк на Сти­хи.ру? :) Уж не тем ли, что всех ру­гаю? Во­об­ще-то, это страш­ный сайт. Нор­маль­но­му че­ло­ве­ку там де­лать не­че­го. Ес­ли толь­ко бо­роть­ся с вет­ря­ны­ми мель­ни­ца­ми, как я.

Жду ва­ше­го пись­ма.

24 августа 2010 11:27

 

Наталья

Мо­ск­ва на про­во­де. Об­ра­ща­ет­ся к Вам сно­ва мо­с­ков­ский чи­та­тель.

 

Не по­ни­мать друг дру­га страш­но

 

Не по­ни­мать друг дру­га страш­но -

не по­ни­мать и об­ни­мать,

и всё же, как это ни стран­но,

но так же страш­но, так же страш­но

во всём друг дру­га по­ни­мать.

 

Тем и дру­гим се­бя мы ра­ним.

И, на­де­лен по­знань­ем ран­ним,

я ду­шу неж­ную твою

не ос­корб­лю не­по­ни­мань­ем

и по­ни­мань­ем не убью.

Ев­ге­ний Ев­ту­шен­ко

 

Хо­те­ла по­бла­го­да­рить пе­тер­бург­ских по­этов за цен­ные жиз­нен­ные уро­ки, ко­то­рые мне пре­по­да­ли бла­го­да­ря диа­ло­гу с по­этом Сер­ге­ем Ни­ко­лае­вым.

И крат­кое ре­зю­ме: ко­гда на­чи­на­ешь диа­лог с про­во­ка­ций (я, в са­мом де­ле, «не люб­лю аре­ны и ма­не­жи»), то по­сте­пен­но до­ве­рие к то­му, кто за­те­ва­ет эти про­во­ка­ции, про­па­да­ет, как и че­ло­век не­из­беж­но пе­ре­хо­дит оп­ре­де­лен­ную чер­ту и ут­ра­чи­ва­ет че­ло­ве­че­ский об­лик. И по­эт Сер­гей Ни­ко­ла­ев пра­виль­но всё по­нял, он ме­ня рас­ку­сил. Он «по­нял, что я за пти­ца». Да, у ме­ня был хит­ро­ум­ный план, я – гра­фо­ман, стиш­ки на до­су­ге по­пи­сы­ваю, и я меч­та­ла за­по­лу­чить элек­трон­ный ад­рес по­эта А.С. Куш­не­ра и пы­та­лась вте­реть­ся в до­ве­рие Ни­ко­лае­ву. И еще «я – не­аде­к­ват­ная», диа­ло­гов вес­ти не умею, и чув­ст­ва юмо­ра у ме­ня со­всем нет. У ме­ня, кста­ти, бы­ва­ют слу­хо­вые и зри­тель­ные гал­лю­ци­на­ции – то жи­вые по­эты ме­ре­щат­ся, то с умер­ши­ми по­эта­ми ве­ду не­спеш­ную бе­се­ду. А это всё по­то­му, что я зло­упот­реб­ляю ал­ко­го­лем, ещё нар­ко­ти­ки при­ни­маю, вся­кие там пси­хо­троп­ные сред­ст­ва. От­сю­да моя не­аде­к­ват­ность! И знае­те, я – кли­ни­че­ская ду­ра и «сти­хов со­всем не по­ни­маю», не бель­ме­са в сти­хах! Мне по­эт гла­за от­крыл на ме­ня, и он во всём прав. По­ни­ма­ет ме­ня с по­лу­сло­ва! Рас­крыл ме­ня – вы­вел-та­ки на чис­тую во­ду!

 

В фойе

 

Я при­шел с порт­фе­лем в фойе,

На бан­кет­ке при­стро­ил­ся – и мол­чок:

Слад­ко к струн­ной при­слу­ши­вал­ся струе,

Из-под две­ри те­ку­щей, как сквоз­ня­чок.

 

Но слу­жи­тель­ни­ца, не­до­воль­на мной,

Под­ле­те­ла ко мне, как осен­ний лист:

По­че­му я усел­ся здесь, как боль­ной,

На ко­ле­нях порт­фель, вдруг я тер­ро­рист?

 

При­гро­зи­ла ох­ран­ни­ком сго­ря­ча,

При­гля­де­лась: при гал­сту­ке я, в оч­ках.

Уж не нуж­но ли вы­звать сю­да вра­ча?

Страх и стро­гость све­ти­лись в ее зрач­ках.

 

Мир осо­бен­но гру­стен на скло­не дня:

От­ми­ра­ет оби­да, сни­ка­ет честь.

Ах, на­прас­но бо­ит­ся она ме­ня,

Я как раз бы ос­та­вил в нем все как есть.

 

Рань­ше так я не ду­мал: «…веч­ный бой!»

Но без­дель­ни­ки зна­ют и ста­ри­ки,

Что все луч­шее в ми­ре са­мо со­бой

Про­ис­хо­дит, ста­ра­ни­ям во­пре­ки.

 

Да­же го­ре ос­та­вил бы, да­же зло

Под рас­чис­лен­ным бле­ском ноч­ных све­тил,

И к че­му бы вме­ша­тель­ст­во при­ве­ло?

Му­зы­кан­та уж точ­но уж с тол­ку сбил.

 

Алек­сандр Куш­нер

 

Так что веч­но­го боя уст­раи­вать не со­би­ра­юсь. Да, и «ис­крен­ность зло­бы» (как в сти­хах у Куш­не­ра «Мне сти­хи при­сы­ла­ют по поч­те – гра­фо­ма­нию и ерун­ду…») пе­тер­бург­ских по­этов я оце­ни­ла. А зря так по­эт Сер­гей Ни­ко­ла­ев о Куш­не­ре – «ста­рик со­всем ог­лох».

По мень­шей ме­ре, это не этич­но, так о кол­ле­ге от­зы­вать­ся и об­су­ж­дать та­кие тон­кие мо­мен­ты как бо­лезнь, да и ка­кое-то всё-та­ки ува­же­ние к стар­шим долж­но при­сут­ст­во­вать, на мой взгляд. Впро­чем, как зна­ет! И всё-та­ки он – не ста­рик. И ли­цо у не­го доб­ро­душ­ное, и в его внеш­нем об­ли­ке про­скаль­зы­ва­ет что-то иг­ри­вое, ре­бя­чье. Нет, не ста­рик. А вот я силь­но по­ста­ре­ла за этот пе­ри­од, со­ста­ри­лась.

А впро­чем, ка­ж­дый ви­дит то, что хо­чет ви­деть, и слы­шит лишь то, что хо­чет слы­шать.

Ещё раз бла­го­да­рю пе­тер­бург­ских по­этов за жиз­нен­ные цен­ные уро­ки. Ко­гда в сле­дую­щий раз, мне пред­ло­жат диа­лог, я вряд ли по­ве­рю в ис­крен­ность та­ко­го пред­ло­же­ния. Но это уже моё лич­ное де­ло. Нет, всё пра­виль­но, я – очень дур­ной че­ло­век и у ме­ня бы­ли, так ска­зать, «зад­ние мыс­ли». И я ри­со­ва­лась, на са­мом де­ле, сти­хов я во­об­ще не по­ни­маю ни­ка­ких! Всё иг­ра! Мас­ка­рад!

 

Сло­варь от Жва­нец­ко­го Ми­хаи­ла Ми­хай­ло­ви­ча А.

Ан­ти­па­тия?

- Воз­ни­ка­ет сра­зу. И я сра­зу ви­жу тип, ви­жу хит­рые гла­за, я по­ни­маю, что бу­ду под­верг­нут об­ма­ну. И я сра­зу ста­ра­юсь ухо­дить. В прин­ци­пе, ре­зуль­тат мо­ей ан­ти­па­тии - это паль­то, шап­ка и на ули­цу. Боль­ше ни­че­го. Не вы­яс­нять - прав я или нет, мо­жет быть, и не прав. Это мо­гут быть бан­ки­ры из бан­ков, в ко­то­рых я го­рел. Мас­са лич­но ко мне ком­пли­мен­тов - и "мы вы­рос­ли", и "мы зна­ем наи­зусть", и все рав­но - шап­ку, и до­мой. У ме­ня са­мое глав­ное, что я не пе­ре­но­шу - об­ман. Это ме­ня уни­жа­ет. Об­ман есть про­иг­рыш в иг­ре че­ло­ве­че­ской. Ме­ня об­ма­ну­ли. Я про­иг­ры­ваю.

- Мо­жет, об­ма­ну­ли по­то­му, что вы не иг­ра­ли?

- Да. А со мной иг­ра­ли. Сей­час это все ча­ще. Рань­ше ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия нас вос­пи­ты­ва­ла, мы долж­ны бы­ли док­ла­ды­вать че­ст­но: сколь­ко уро­жая со­б­ра­но, где ты был, где ку­пил шта­ны, от­ку­да у те­бя этот ки­ло­грамм са­ха­ра. Я так вос­пи­тан. И по­это­му я чес­тен по от­но­ше­нию к то­му, с кем раз­го­ва­ри­ваю. А сей­час дру­гое вре­мя, впе­ред идут лю­ди слег­ка не­че­ст­ные или круп­но не­че­ст­ные.

Д.

- До­ве­рие?

- До­ве­рие? Ос­но­ва­но на че­ст­но­сти. Бы­ва­ет че­ст­ность по от­но­ше­нию к те­бе, бы­ва­ет че­ст­ность во­об­ще. До­ве­рие воз­ни­ка­ет к друзь­ям, а дру­зья толь­ко с дет­ст­ва. В об­щем, это мно­го­лет­ний про­цесс - ко­гда воз­ни­ка­ет до­ве­рие. Ли­бо вы до­ве­ряе­те ка­ж­до­му, но по­сле это­го вас учат-учат-учат, а вы до­ве­ряе­те. Вас опять учат, и вы уже не до­ве­ряе­те ни­ко­му.

С ува­же­ни­ем,

На­та­ша

13 октября 2010 13:57

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова