Часть
первая. Поиск и находки
- А под
Гатчиной находится знаменитая Колпанская кирха.
- И чем же она
знаменита?
- Она
построена в 1800 году.
- Ого! Ей
больше двухсот лет!
- Да. А когда
ее построили, община заказала орган известному
петербургскому мастеру Карлу Вирту.
- Ух, ты!
- И прослужил
этот орган больше ста лет. До самой революции.
Что произошло
тогда с общиной и кирхой, нетрудно догадаться. Я знаю,
что перед войной в Ленинграде и области уже не было ни
одной действующей лютеранской церкви. А мой
собеседник, историк, продолжает:

Так
выглядела кирха до 1937 года |
- Еще в начале
двадцатого века Вольф Лисс (последний органист
Петрикирхи, арестованный в 37-м году и погибший в
лагере) описывал этот инструмент и даже в 20-е годы
двадцатого века советовал всем, кто хочет увидеть
орган старой системы, ехать в Колпаны.
Орган Вирта
увидеть мне не суждено, но посмотреть на кирху стало
любопытно...
Деревня Малые
Колпаны вплотную примыкает к Гатчине с южной стороны.
Когда знаешь дорогу, добраться туда нетрудно. Я же
потратила три часа. Но поскольку язык до Киева доведет,
я дошла. Точнее, прошла мимо. С одной стороны были
уютные, утопающие в цветущей сирени частные дома, а с
другой – забор какого-то предприятия. Какого, мне даже
было не интересно. Пройдя мимо него и оказавшись на
развилке, я в очередной раз остановила прохожего и
сказала, что ищу кирху.
- Так вот она,
на территории завода «Авангард», - ответил он,
указывая мне за спину. Я оглянулась.
Первое
впечатление: громадина, сложенная из кирпича,
потемневшего от времени (кирпич оказался на самом
деле светлый, просто я смотрела против солнца). Потом:
она устремлена вперед и вверх – я вспомнила, что многие
западные церкви похожи на корабли. Она, обнесенная со
всех сторон забором, плыла вперед… через века… в
вечность… Я растерянно спросила:
- А как туда
попасть?
- Вы зайдите в
проходную. Там дежурят женщины, попросите их
пропустить вас.
Скажу сразу –
не пропустили. То, что церковь в пятницу днем может
оказаться закрытой, я предполагала. Но, что я не смогу
даже подойти к ней, а придется смотреть на нее через
высокий забор - этого я предвидеть не могла.
Но из-за
разговора в проходной поездку свою считаю
состоявшейся. Там сидели две женщины пенсионного
возраста. Они объяснили мне, что попасть на территорию
завода можно лишь в воскресенье, когда идет служба в
церкви. Я посетовала - придется приезжать второй раз
из Питера. На это одна из них извиняющимся тоном
сказала, что таково распоряжение начальства. Вот
она-то и оказалась человеком близким мне по духу. В
разговор вступила вторая:
- А что там
смотреть? Я там не была, но смотреть там нечего.
Ох, как это
напомнило прежнее: «Книгу я не читал, но я ее осуждаю»!
Моя единомышленница возразила:
- Почему?! Я
здесь недавно работаю, - продолжала она, уже обращаясь
ко мне. - Но я была там в одно из воскресений. Верующим
отдали лишь маленькую часть церкви, а остальную по-прежнему
использует завод (это оказались не совсем точные
сведения. – Л.К). Никакого ремонта внутри не делали.
Но помещение почистили, прибрали, и люди собираются
там на службу.
- Девушка, я
все-таки хочу спросить, - вновь решительно вклинилась
вторая, - Вы – лютеранка?
- Нет.
- А церковь –
лютеранская!
- Я знаю.
- А там нет
икон!
- Ну и что? Это
все равно наша культура, наша история, - спокойно
ответила я.
- Зачем ты так
говоришь! – возразила первая, - Есть у них иконы, только
маленькие.
Мне хочется ее
сориентировать, и я уточняю:
- Ну, не совсем
иконы в нашем понимании, а скорее как картины.
- Да, -
соглашается она.
И я понимаю,
что дело не в том, есть там иконы или нет. А в том, что если
не видел, не знаешь, не интересуешься, то и не говори
ничего. Это будет, по крайней мере, честно. Дальше они
уже вместе рассказывали мне, что по воскресеньям сюда
приезжают люди на машинах, и автобусы с финнами… О
том, что раньше возле кирхи было кладбище…
Благодарю
своих собеседниц и выхожу из проходной. Вновь смотрю на
спасенную Богом церковь и, понимаю, что упрямство во
мне просто растет. Ничего, я встану в воскресенье
пораньше и ради кирхи (а может ради себя) приеду второй
раз.
Часть
вторая. Воскресенье
На это
воскресенье выпал праздник Пятидесятницы,
считающийся днем рождения христианской церкви. У
лютеран, в отличие от православных, праздники
Пятидесятницы и Троицы разделены и приходятся на
разные дни.
Приход здесь
финский. Служба в кирхе
проходит на русском и финском языках. То есть пастор
произносит молитву по-фински, потом по-русски. Гимны
поют по-фински. Но сидящие рядом со мной прихожане
заботливо протягивают мне песенник с текстами
по-русски. Это ли не единение – одновременно звучащее
пение на двух языках?! Проповедь пастор говорит
по-русски. И я понимаю, что не чувствую себя чужой среди
этих людей.
Вместо
«живого» органа сейчас используют электронный
инструмент - органолу. Но звук у нее красивый и, даже
хочется сказать, естественный. Проходит служба в
небольшом помещении, расположенном с
противоположной от главного входа стороны. Нас –
человек двадцать.
После службы оглядываюсь на стену,
возле которой я сидела, и вижу две доски:
«Памятник
архитектуры. Кирха святого Петра построена в 1800
году. Архитектор А.Д. Захаров. Охраняется
государством»;
«В память о
почивших на Колпанском кладбище. Упокой Господи души
раб твоих».
Мне
становится жутко. Пытаюсь представить, где прежде эти
доски находились. Но все оказалось проще. Их отлили на
заводе. Опасаясь того, что они могут пропасть,
поместили внутри помещения, а не снаружи на церкви,
что было бы естественно.
Об истории
появления этой кирхи, ее судьбе мне рассказывает
пастор Александр Арвович Сойту.
Существует
легенда, будто бы охотясь в этих лесах, Петр
III заблудился. Плутая в чаще, он
услышал петушиное пение и, ориентируясь на звук,
вышел из леса как раз в этом месте, где и поставили потом
церковь. Церковь была спланирована при Петре
III, а построена уже при Павле
I.
У этой истории
царских плутаний вроде бы даже было продолжение. В
одной из здешних деревень Петр III
влюбился, и у него родился внебрачный сын, которого
потом отдали Екатерине II
вместо ее умершего сына. Впоследствии он и стал
императором Павлом I. Возможно,
именно этим объясняются откровенно неприязненные
отношения между матерью и сыном. И тип лица
императора наводит на размышления…
На самом деле
место для кирхи выбрано очень практично. В отличие от
деревень средней полосы России, где церковь часто
находилась в центре, здешние деревни расположены
вдоль дороги и могут тянуться на несколько километров.
Так вот, Колпанская кирха построена на сходе трех
деревень.
Над главным
входом – шпиль, а на нем вместо креста – петушок. (Вы
когда-нибудь видели такие церкви?). Выбран был этот
пернатый неслучайно. Во-первых, это символ
пробуждения. «Петух не успеет пропеть, как ты трижды
отречешься от меня». И когда петух пропел, Петр осознал
свой грех. Во-вторых, кирха освящена в честь апостола
Петра, небесного покровителя Петра
III. А кроме того, ведь именно петух вывел царя из
леса (когда-то гуси спасли Рим…).
В 1937 году
церковь закрыли. Шпиль разрушили (петушка вы сегодня
не увидите). После войны в 1946 году в ее помещении
разместился металлообрабатывающий завод. Сначала
здесь делали тазы, потом - кровати, теперь – различную
металлическую мебель для дач: шезлонги, качалки.
Рядом с кирхой
действительно находилось кладбище. Но завод
развивался, понадобились новые помещения, кладбище
закатали асфальтом и построили корпуса. Одна из
прихожанок старшего возраста говорит о том, что еще из
детства хорошо помнит это кладбище, помнит кресты на
нем... Потом территорию завода обнесли забором, так
кирха оказалась «без подхода».
Раньше на
заводе работало более тысячи человек, сегодня –
около 500. Это, конечно, тоже немало – 500 рабочих
мест, особенно для небольших поселков. Но когда я думаю
о том, что еще ведь живы те, чьи бабушки и дедушки лежат
под асфальтом, мне становится стыдно…
В 1992 году
вновь был образован приход. Руководство завода
выделило в церкви помещение для общины. Сначала это
был совсем маленький уголок, потом побольше, там и
проходит сегодня служба. А два года назад освободили
всю церковь. Теперь задача – найти финансы на ее
восстановление.
Перед началом
службы открыли главный вход в кирху, и он пробыл
открытым все время службы. Не знаю, поступают ли так
постоянно, или это случайность. Я предпочитаю думать,
что сделано это специально: идет служба – дверь открыта
для всех (даже если пока приходится собираться в
помещении с обратной стороны).
Я заглянула в
открытую дверь… Работы там много. Но главная работа
всегда происходит внутри нас. И только после этого она
свершается в миру.
«Мир Вам!» – так
говорят прихожане во время службы, пожимая друг другу
руки.
Лидия
КРУШЕВА
Сюжет о кирхе канала «100 ТВ»:
http://www.tv100.ru/video/view/47249/
* * *
«Kauppalehti» - «Торговый журнал». Издается в
Хельсинки. Выходит каждый будний день.
Распространяется на территории всей Финляндии.
Inkerin ihme:
Luterilainen kirkko ilotulitetehtaan sisällä –
Ингерманландское чудо: Лютеранская церковь на
территории завода пиротехники. (Хлопушки и
бенгальские огни - один из видов продукции завода.)
Статья опубликована 26 сентября 2011 года.
Мартти Киуру. Журналист, корреспондент «Kauppalehti»,
аккредитованный в Санкт-Петербурге. Свободно
владеет русским языком. Живет в Питере пять лет.
(Кликните,
чтобы увеличить)
 |
|