Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 БОГ В ПОМОЩЬ

СВЯТЫЕ МЕСТА

    Часть IV. Ингерманландский хоровод

    (Из цикла Ижорская земля - Inkerinmaa)

версия для печати   

В сол­неч­ный ав­гу­стов­ский день по­сре­ди ре­ки Ижо­ры на Чу­хон­ке зву­чат ижор­ские и фин­ские пес­ни, и все при­сут­ст­вую­щие во­дят хо­ро­во­ды! Как и по­ла­га­ет­ся на на­стоя­щем на­род­ном празд­ни­ке – ни­ка­кой сце­ны и ни­ка­кой дис­тан­ции ме­ж­ду вы­сту­паю­щи­ми и зри­те­ля­ми.

По­ни­маю, сле­ду­ет по­яс­нить, где это и что это – Чу­хон­ка. Ис­то­рия бу­дет пе­чаль­ной. 

В Кол­пи­но, где ре­ка уже пре­вра­ща­ет­ся в Ижор­ский пруд, есть ост­ров, со­еди­нен­ный мос­ти­ком с по­лу­ост­ро­вом. На ста­рых кар­тах, и не очень ста­рых, на­при­мер, пред­во­ен­ных ни­ка­ко­го ост­ро­ва нет. Это один вы­тя­ну­тый по­лу­ост­ров. На­зва­ние Чу­хон­ка не­кон­крет­но: од­ни на­зы­ва­ют так толь­ко ост­ров, дру­гие – по­лу­ост­ров, а кто-то – лишь парк на ост­ро­ве.  Эта «не­кон­крет­ность» име­ет своё объ­яс­не­ние.

«На по­лу­ост­ро­ве, где позд­нее рас­по­ло­жи­лись ат­трак­цио­ны, ря­дом с Пар­ком куль­ту­ры и от­ды­ха име­ни 40-ле­тия ВЛКСМ, с до­пет­ров­ских вре­мён до вес­ны 1942 г. бы­ла де­рев­ня Мок­ко­ло­во с на­чаль­ной фин­ской шко­лой. Не­сколь­ко вы­ше по те­че­нию ре­ки рас­по­ла­га­лась де­рев­ня Лан­ге­ло­во. Жи­те­ли фин­ских де­ре­вень со­став­ля­ли еди­ное це­лое с на­се­ле­ни­ем Кол­пи­на, они ра­бо­та­ли на Ижор­ском за­во­де и дру­гих пред­при­яти­ях го­ро­да. Их де­ти учи­лись в кол­пин­ских шко­лах, пе­ли со­вет­ские пес­ни.

Ко­гда враг при­бли­жал­ся к Ле­нин­гра­ду, по­стро­ен­ные для его за­щи­ты обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния про­шли не­по­сред­ст­вен­но по тер­ри­то­рии Лан­ге­ло­во, то­гда его жи­те­ли пе­ре­бра­лись в до­ма мок­ко­лов­цев. В бло­кад­ную зи­му они, как и все ле­нин­град­цы, ра­бо­та­ли и за­щи­ща­ли го­род, уми­ра­ли от ис­то­ще­ния и бом­бё­жек. А вес­ной 1942 г., по­лу­чив 24 ча­са на сбо­ры, они бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны как ли­ца «вра­ж­деб­ной на­цио­наль­но­сти». Во­ен­ные, вы­пол­няв­шие указ Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР, уве­ря­ли кол­пин­ских фин­нов, что они ско­ро вер­нут­ся, что мно­го брать не сле­ду­ет... В 1948 г. вы­шел оче­ред­ной указ – о за­пре­те воз­вра­ще­ния де­пор­ти­ро­ван­ных, по­сле че­го де­рев­ня бы­ла сры­та, а на её мес­те ус­та­нов­ле­ны ат­трак­цио­ны Пар­ка куль­ту­ры и от­ды­ха. Парк на тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва по до­ку­мен­там но­сит на­зва­ние Пар­ка пио­не­ров, од­на­ко это ма­ло ко­му из­вест­но (не при­жи­лось)» (http://kurspk2009.narod.ru/kolpino/ulica.htm).

Се­го­дня нет ни Пар­ка пио­не­ров, ни Пар­ка име­ни 40-ле­тия ВЛКСМ. В на­ши дни кол­пин­цы при­хо­дят в Парк на ост­ро­ве, с при­пис­кой – Чу­хон­ка (!).

Перед выступлением.

Фото Лидии Крушевой

Так вот здесь на ост­ро­ве вто­рой год под­ряд ста­ра­ния­ми со­труд­ни­ков куль­тур­но- до­су­го­во­го от­де­ла уч­ре­ж­де­ния «Парк куль­ту­ры и от­ды­ха г. Кол­пи­но» во гла­ве со сво­им на­чаль­ни­ком Ва­лен­ти­ной Ива­нов­ной Со­су­но­вой в ав­гу­сте про­хо­дит празд­ник «Ин­гер­ман­ланд­ский хо­ро­вод».

Празд­ник по­лу­ча­ет­ся до­маш­ний и очень уют­ный. В этом го­ду в нем при­ни­ма­ли уча­стие два фольк­лор­ных кол­лек­ти­ва. Один из них, «Soi­ku­lan lau­lud» – «Сой­кин­ские на­пе­вы», прие­хал из­да­ле­ка – из де­рев­ни Гор­ки Кин­ги­сепп­ско­го рай­она. От­рад­но бы­ло ви­деть сре­ди ис­пол­ни­тель­ниц стар­ше­го воз­рас­та де­во­чек-под­ро­ст­ков. Это ведь оз­на­ча­ет, что пес­ни, ко­то­рые слы­ша­ли мы, бу­дут зву­чать и по­том, че­рез мно­го лет. Кин­ги­сепп­ский и Ло­мо­но­сов­ский рай­оны – это мес­та, где и се­го­дня жи­вут пред­ста­ви­те­ли на­ро­да ижо­ра. Ан­самбль «Soi­ku­lan lau­lud» ис­пол­ня­ет пес­ни и час­туш­ки имен­но на ижор­ском язы­ке. А еще, там, на Сой­кин­ском по­лу­ост­ро­ве,  в де­рев­не Вис­ти­но соз­дан крае­вед­че­ский ижор­ский му­зей. В нём вы­став­ле­ны пред­ме­ты ижор­ско­го бы­та: оде­ж­да и ут­варь, часть экс­по­зи­ции по­свя­ще­на ры­бо­лов­ст­ву.

 

Фото Лидии Крушевой

 

Вто­рым кол­лек­ти­вом был «Ta­lomerkit» – «Родовые зна­ки» из Санкт-Пе­тер­бур­га. Эта фольк­груп­па соз­да­на в 2009 го­ду при Санкт-Пе­тер­бург­ском от­де­ле­нии доб­ро­воль­но­го об­ще­ст­ва ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов «Ink­erin Liitto». Ка­ж­дый уча­ст­ник кол­лек­ти­ва, об­ла­дая яр­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, вно­сит свой ко­ло­рит в твор­че­ский об­лик ан­самб­ля.

 

Фото Юрия Трегуба

 

Тра­ди­ции ко­рен­ных на­ро­дов, из­древ­ле на­се­ляю­щих тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ле­нин­град­ской об­лас­ти, – во­ди, ижо­ры и ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов, не­без­раз­лич­ны ис­пол­ни­те­лям. Их пра­де­ды про­жи­ва­ли на этой зем­ле мно­го-мно­го лет на­зад, по­это­му же­ла­ние воз­ро­дить куль­ту­ру сво­их пред­ков и при­ве­ло к соз­да­нию «Ta­lomerkit». И на­зва­ние ан­самб­ля не слу­чай­но. В ста­ри­ну в ижор­ских, во­дских и фин­ских семь­ях су­ще­ст­во­ва­ли ро­до­вые зна­ки – ta­lomerkit, ко­то­ры­ми по­ме­ча­лись пред­ме­ты бы­та. Ка­ж­дый род имел свои соб­ст­вен­ные тра­ди­ции и, вме­сте с тем, хра­нил обы­чаи все­го на­ро­да.
   Ре­пер­ту­ар ан­самб­ля со­став­ля­ют тра­ди­ци­он­ные об­ря­до­вые пес­ни и тан­цы ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов, во­ди, ижор, за­пи­сан­ные ис­сле­до­ва­те­ля­ми XIX–XX вв., а так­же со­вре­мен­ные об­ра­бот­ки му­зы­каль­но-по­эти­че­ско­го фольк­ло­ра фин­но-уг­ров.
    Мо­ло­дой кол­лек­тив  - ак­тив­ный уча­ст­ник фольк­лор­ных фес­ти­ва­лей и кон­кур­сов, не раз ста­но­вив­ший­ся их лау­реа­том.

Мне бы­ло при­ят­но встре­тить­ся с «Ta­lomerkit» как со свои­ми зна­ко­мы­ми, так как мне уже до­ве­лось слы­шать их в этом го­ду на празд­ни­ке «Юхан­нус» (см. «Юхан­нус – Иванов день»).

 

Фото Юрия Трегуба

 

Бла­го­да­ря та­ким кол­лек­ти­вам, как «Soi­ku­lan lau­lud» и «Ta­lomerkit», му­зы­каль­ная куль­ту­ра ко­рен­ных на­ро­дов на­ше­го края не толь­ко со­хра­ня­ет­ся, но ста­но­вит­ся бли­же и по­нят­нее всем, кто жи­вёт на этой зем­ле и кто ин­те­ре­су­ет­ся фин­но-угор­ским фольк­ло­ром.

А ес­ли празд­ник про­хо­дит на ис­то­ри­че­ском мес­те, то это воз­мож­ность еще раз на­пом­нить о том, че­го нель­зя за­бы­вать и что не долж­но по­вто­рить­ся.
Один мой зна­ко­мый по­том, че­рез не­сколь­ко дней, ска­зал: «А, я знаю, там был празд­ник, день де­рев­ни Чу­хон­ка». Ну что ж, пусть так. Где-то там по­за­ди, еще в
XIX ве­ке, по­те­ря­лись 1-я Чу­хон­ская ули­ца, 2-я Чу­хон­ская ули­ца… Но са­мо на­зва­ние ведь про­шло сквозь ве­ка.

P.S. Од­на­ж­ды в пар­ке на по­лу­ост­ро­ве мы за­бре­ли по­даль­ше за ат­трак­цио­ны. Сна­ча­ла по­па­да­лись ка­кие-то пли­ты, уже по­лу­за­сы­пан­ные зем­лёй и по­кры­тые об­ра­зо­вав­шим­ся дер­ном, а по­том и яв­ные руи­ны до­ма. Бы­ло страш­но от од­но­го толь­ко пред­по­ло­же­ния, что это ос­тат­ки де­рев­ни.  

P.S.S. В по­лу­то­ра ки­ло­мет­рах от ле­во­го бе­ре­га Ижо­ры в Кол­пи­но за За­во­дским про­спек­том, тер­ри­то­ри­аль­но от­но­сясь уже к Пуш­кин­ско­му рай­ону, не­сколь­ко лет на­зад поя­вил­ся боль­шой но­вый квар­тал «Но­вая Ижо­ра». Сре­ди про­чих улиц там есть Мок­ко­лов­ская и Лан­ге­лов­ская ули­цы.

Ли­дия КРУ­ШЕ­ВА

 

Другие части цикла Ижорская земля - Inkerinmaa

 

Часть I. Юханнус - Иванов день

 

Часть II. Гимн ре­ке. Ин­ке­рей­о­ки!

 

Часть III. 400 лет Церк­ви Ин­грии

 

 

Открытки-комментарии

 

Кирьянен

Ли­дия (от­че­ст­ва не пом­ню)! Ве­ли­ко­леп­но! Спа­си­бо Вам! С Но­вым го­дом и с но­вы­ми ус­пе­ха­ми.

 4 января 2012 16:06

 

Ирина 46

Где бы мне эс­ки­зы и вы­крой­ки на­цио­наль­ных кос­тю­мов взять, по­шить хо­чу и в празд­ни­ки оде­вать... Вы­шив­ка у вас кра­си­вая.

 6 марта 2012 02:04

 

Лидия Крушева

Ири­на, Оль­га Конь­ко­ва в этом де­ле луч­ший спе­циа­лист! Ес­ли Вы за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны vkontakte, то за­гля­ни­те вот сю­да: http://vk.com/club14400707

Эта стра­ни­ца мо­жет быть ин­те­рес­на всем, кто ин­те­ре­су­ет­ся ис­то­ри­ей и куль­ту­рой ко­рен­ных на­ро­дов Ин­грии.

 7 марта 2012 20:43

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова