Восстань, о
погибшая Ингрия,
Из праха своих церквей.
1987 год
Арво Сурво
1611 год.
Лемболово. Основание первого постоянного
лютеранского прихода на территории Ингрии (тогда еще
официально, до Столбовского мира 1617 года, входящей в
состав России).
1863 год.
В Малых Колпанах при церкви св. апостола Петра была
основана учительско-кистерская семинария, где
готовили лютеранско-евангелических пасторов,
учителей народных школ, кистеров (приходских учителей,
являвшихся и церковнослужителями), а также
органистов. Обучение велось на финском языке.
Преподавателями семинарии состояли в
основном выпускники Санкт-Петербургского
университета.
1935 – 1936 годы. В результате «зачистки Пограничной
полосы» в свете готовящейся войны с Финляндией
четыре ингерманландских прихода, в том числе и Лемболово, полностью лишились своего финского
населения.
1938 год.
Закрыта последняя лютеранская церковь на территории
Ленинграда и области.
Во время Великой
Отечественной войны с оккупированных земель
ингро-финны были вывезены в Суоми. А тех, кто оказался
на советской территории и выжил в страшную блокадную
зиму, в марте 1942 года (вместе с советскими немцами)
вывезли в Сибирь и на Дальний Восток. Фактически в
Ингрии не осталось финнов. После войны советское
правительство потребовало у Финляндии возвращения
своих граждан, но домой они не попали, а были
отправлены вглубь страны. Лишь после смерти Сталина они
смогли вернуться в родные края. (См. Ингрия и
Ингерманландский хоровод.)
1977 год. В
Пушкине открывается первая лютеранская церковь.
Финская, как обычно говорят.
1988 год.
Открывается церковь в Губаницах – церковь,
изначально имевшая финский приход.
2011 год. Церковь
Ингрии отмечает свое 400-летие. (Для сравнения: в
2003 году мы
праздновали 300-летие Санкт-Петербурга.)
30 июля,
10.00. В Молóсковицах в развалинах Белой кирхи, старейшей
из сохранившихся (хоть и в руинах) церкви идёт
богослужение. Моросит дождик. Епископ и его
помощники находятся под навесом. Остальные стоят под
зонтами. Церковь полна людей. К концу службы дождь
заканчивается. И тут под открытым небом звучит общее
«Отче наш» сначала по-русски, потом по-фински. Кто знает,
произносит молитву на обоих языках. Церковь Ингрии
жива, действительно, возродившись из праха.
После службы, выходя
из церкви, некоторые финны, не знающие русского языка,
обращаются к рядом идущим: «Праздник, праздник». Да, это
действительно праздник, но, только услышав после этого
приветствие по-фински, я понимаю, что конкретно они
хотели сказать – это поздравление: «С праздником!».
Когда у человека в сердце радость, он старается
поделиться ею со всеми. А такие праздники отмечаются
раз в 100 лет!
Справка: Церковь
в Молóсковицах построена предположительно в 1631-1632
гг., т.е. ещё при шведах. Для её строительства
использовался белый известняк, почему она и получила
название «Белая церковь» - Valkeakirkko. Возможно, по
стилю она повторяла скандинавские средневековые
каменные кирхи.
Закрыта в
1938 году. Во время войны была действующей, потом её
использовали как склад. Что именно произошло в 50-е годы
XX века? По одной версии, церковь сгорела по
неаккуратности наших военных. По другой, в снежную
зиму рухнула крыша. Как она выглядит сегодня, видно на
фотографиях.
Продолжился
праздник при церкви в Губаницах. Собравшихся
приветствовали пасторы Церкви Ингрии и гости,
приехавшие из Финляндии, Швеции. Выступали хоровые
коллективы из разных приходов. И среди выступавших,
соединив в себе обе функции – и пастора, и музыканта,
был Арво Сурво, личность легендарная. «Лютеранский
пастор, поэт, музыкант, миссионер», так обычно его
представляют. Человек, «стоявший у истоков
возрождения евангелическо-лютеранской церкви на
Северо-западе России. Один из организаторов
лютеранского прихода в городе Пушкине. В 1989 поднял
вопрос о создании национального («ингерского»)
пробства при Евангелическо-лютеранской церкви
Эстонии, что стало предтечей возрождения Церкви
Ингрии». В 80-х годах учился в Эстонии в теологическом
институте при лютеранской церкви Эстонии. Вот у меня
вопрос тут появляется - как ему, молодому мужчине,
вначале 80-х, в глухие советские застойные времена,
пришло в голову связать свою жизнь с Церковью, которой в
тот момент и не было?!
Пастор Арво произнес Приветственное слово, а потом спел
под гитару. Я знала об этом человеке и слышала в
Интернете его исполнение, но тут, в Губаницах, было
другое. Тут была сила! И, пожалуй, я бы добавила еще –
страсть (уж не знаю, насколько допустимо такое слово по
отношению к священнику). Это особенно чувствовалось,
когда он говорил.
В
Губаницкой церкви был оформлен стенд, рассказывающий о
возрождении Церкви Ингрии. Черно-белые фотографии
80-х годов… разные приходы, и на каждой среди прихожан
- Арво Сурво. Полагаю, что именно с таким
темпераментом (в своих интервью Арво Сурво
рассказывает, что вырос в Гатчине, в Мариенбурге, где
жило много цыган. Он дружил с ребятами, пел цыганские
песни… а ведь, с кем поведёшься, того и наберёшься!)
только и можно было в ситуации «безнадёжной в плане
языка и культуры» поднимать Церковь и оказываться в
нужное время в нужном месте. А спустя десятилетия,
судя по всему, энергии в нём меньше не стало! Он
занимается сбором фольклора. Пишет песни «в
калевальском ключе – с рифмой по первому слогу или
звуку». Переводит Библию на цыганский язык.
Послушать интервью и
выступления пастора Арво Сурво можно на сайте:
http://www.arvosurvo.com
Празднование в этот
день закончилось. Но весь 2011 год является юбилейным. И
если мы не лютеране и не имеем никакого отношения к
Церкви Ингрии, это всё равно - общий праздник нашей
земли.
Лидия КРУШЕВА
Фото автора
Другие части цикла
Ижорская земля - Inkerinmaa
Часть I.
Юханнус - Иванов день
Часть II.
Гимн
реке. Инкерейоки!
Часть IV.
Ингерманландский хоровод
|