Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 БОГ В ПОМОЩЬ

СВЯТЫЕ МЕСТА

    Часть III. 400 лет Церкви Ингрии

    (Из цикла Ижорская земля - Inkerinmaa)

версия для печати   

Восстань, о погибшая Ингрия,
Из праха своих церквей.

1987 год
Арво Сурво

 

1611 год. Лем­бо­ло­во. Ос­но­ва­ние пер­во­го по­сто­ян­но­го лю­те­ран­ско­го при­хо­да на тер­ри­то­рии Ин­грии (то­гда еще офи­ци­аль­но, до Стол­бов­ско­го ми­ра 1617 го­да, вхо­дя­щей в со­став Рос­сии).

1863 год. В Ма­лых Кол­па­нах при церк­ви св. апо­сто­ла Пет­ра бы­ла ос­но­ва­на учи­тель­ско-кис­тер­ская се­ми­на­рия, где го­то­ви­ли лю­те­ран­ско-еван­ге­ли­че­ских пас­то­ров, учи­те­лей на­род­ных школ, кис­те­ров (при­ход­ских учи­те­лей, яв­ляв­ших­ся и цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми), а так­же ор­га­ни­стов. Обу­че­ние ве­лось на фин­ском язы­ке. Пре­по­да­ва­те­ля­ми се­ми­на­рии со­стоя­ли в ос­нов­ном вы­пу­ск­ни­ки Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та.

1935 – 1936 го­ды. В ре­зуль­та­те «за­чи­ст­ки По­гра­нич­ной по­ло­сы» в све­те го­то­вя­щей­ся вой­ны с Фин­лян­ди­ей че­ты­ре ин­гер­ман­ланд­ских при­хо­да, в том чис­ле и Лем­бо­ло­во, пол­но­стью ли­ши­лись сво­его фин­ско­го на­се­ле­ния.

1938 год. За­кры­та по­след­няя лю­те­ран­ская цер­ковь на тер­ри­то­рии Ле­нин­гра­да и об­лас­ти.
   Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны с ок­ку­пи­ро­ван­ных зе­мель ин­гро-фин­ны бы­ли вы­ве­зе­ны в Суо­ми. А тех, кто ока­зал­ся на со­вет­ской тер­ри­то­рии и вы­жил в страш­ную бло­кад­ную зи­му, в мар­те 1942 го­да (вме­сте с со­вет­ски­ми нем­ца­ми) вы­вез­ли в Си­бирь и на Даль­ний Вос­ток. Фак­ти­че­ски в Ин­грии не ос­та­лось фин­нов. По­сле вой­ны со­вет­ское пра­ви­тель­ст­во по­тре­бо­ва­ло у Фин­лян­дии воз­вра­ще­ния сво­их гра­ж­дан, но до­мой они не по­па­ли, а бы­ли от­прав­ле­ны вглубь стра­ны. Лишь по­сле смер­ти Ста­ли­на они смог­ли вер­нуть­ся в род­ные края. (См. Ин­грия и Ин­гер­ман­ланд­ский хо­ро­вод.)
   1977 год. В Пуш­ки­не от­кры­ва­ет­ся пер­вая лю­те­ран­ская цер­ковь. Фин­ская, как обыч­но го­во­рят.
   1988 год. От­кры­ва­ет­ся цер­ковь в Гу­ба­ни­цах – цер­ковь, из­на­чаль­но имев­шая фин­ский при­ход.
   2011 год. Цер­ковь Ин­грии от­ме­ча­ет свое 400-ле­тие. (Для срав­не­ния: в    2003 го­ду мы празд­но­ва­ли 300-ле­тие Санкт-Пе­тер­бур­га.)

 

30 ию­ля, 10.00. В Молóсковицах в раз­ва­ли­нах Бе­лой кир­хи, ста­рей­шей из со­хра­нив­ших­ся (хоть и в руи­нах) церк­ви идёт бо­го­слу­же­ние. Мо­ро­сит до­ж­дик. Епи­скоп и его по­мощ­ни­ки на­хо­дят­ся под на­ве­сом. Ос­таль­ные сто­ят под зон­та­ми. Цер­ковь пол­на лю­дей. К кон­цу служ­бы дождь за­кан­чи­ва­ет­ся. И тут под от­кры­тым не­бом зву­чит об­щее «От­че наш» сна­ча­ла по-рус­ски, по­том по-фин­ски. Кто зна­ет, про­из­но­сит мо­лит­ву на обо­их язы­ках. Цер­ковь Ин­грии жи­ва, дей­ст­ви­тель­но, воз­ро­див­шись из пра­ха.
   По­сле служ­бы, вы­хо­дя из церк­ви, не­ко­то­рые фин­ны, не знаю­щие рус­ско­го язы­ка, об­ра­ща­ют­ся к ря­дом иду­щим: «Празд­ник, празд­ник». Да, это дей­ст­ви­тель­но празд­ник, но, толь­ко ус­лы­шав по­сле это­го при­вет­ст­вие по-фин­ски, я по­ни­маю, что кон­крет­но они хо­те­ли ска­зать – это по­здрав­ле­ние: «С празд­ни­ком!». Ко­гда у че­ло­ве­ка в серд­це ра­дость, он ста­ра­ет­ся по­де­лить­ся ею со все­ми. А та­кие празд­ни­ки от­ме­ча­ют­ся раз в 100 лет!
   Справ­ка: Цер­ковь в Молóсковицах по­строе­на пред­по­ло­жи­тель­но в 1631-1632 гг., т.е. ещё при шве­дах. Для её строи­тель­ст­ва ис­поль­зо­вал­ся бе­лый из­вест­няк, по­че­му она и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Бе­лая цер­ковь» - Valkeakirkko. Воз­мож­но, по сти­лю она по­вто­ря­ла скан­ди­нав­ские сред­не­ве­ко­вые ка­мен­ные кир­хи.

За­кры­та в 1938 го­ду. Во вре­мя вой­ны бы­ла дей­ст­вую­щей, по­том её ис­поль­зо­ва­ли как склад. Что имен­но про­изош­ло в 50-е го­ды XX ве­ка? По од­ной вер­сии, цер­ковь сго­ре­ла по не­ак­ку­рат­но­сти на­ших во­ен­ных. По дру­гой, в снеж­ную зи­му рух­ну­ла кры­ша. Как она вы­гля­дит се­го­дня, вид­но на фо­то­гра­фи­ях.

 

 

Про­дол­жил­ся празд­ник при церк­ви в Гу­ба­ни­цах. Со­брав­ших­ся при­вет­ст­во­ва­ли пас­то­ры Церк­ви Ин­грии и гос­ти, прие­хав­шие из Фин­лян­дии, Шве­ции. Вы­сту­па­ли хо­ро­вые кол­лек­ти­вы из раз­ных при­хо­дов. И сре­ди вы­сту­пав­ших, со­еди­нив в се­бе обе функ­ции – и пас­то­ра, и му­зы­кан­та, был Ар­во Сур­во, лич­ность ле­ген­дар­ная. «Лю­те­ран­ский пас­тор, по­эт, му­зы­кант, мис­сио­нер», так обыч­но его пред­став­ля­ют. Че­ло­век, «сто­яв­ший у ис­то­ков воз­ро­ж­де­ния еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви на Се­ве­ро-за­па­де Рос­сии. Один из ор­га­ни­за­то­ров лю­те­ран­ско­го при­хо­да в го­ро­де Пуш­ки­не. В 1989 под­нял во­прос о соз­да­нии на­цио­наль­но­го («ин­гер­ско­го») проб­ст­ва при Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Эс­то­нии, что ста­ло пред­те­чей воз­ро­ж­де­ния Церк­ви Ин­грии». В 80-х го­дах учил­ся в Эс­то­нии в тео­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те при лю­те­ран­ской церкви Эстонии. Вот у ме­ня во­прос тут по­яв­ля­ет­ся - как ему, мо­ло­до­му муж­чи­не, вна­ча­ле 80-х, в глу­хие со­вет­ские за­стой­ные вре­ме­на, при­шло в го­ло­ву свя­зать свою жизнь с Цер­ко­вью, ко­то­рой в тот мо­мент и не бы­ло?!

Пас­тор Ар­во про­из­нес При­вет­ст­вен­ное сло­во, а по­том спел под ги­та­ру. Я зна­ла об этом че­ло­ве­ке и слы­ша­ла в Ин­тер­не­те его ис­пол­не­ние, но тут, в Гу­ба­ни­цах, бы­ло дру­гое. Тут бы­ла си­ла! И, по­жа­луй, я бы до­ба­ви­ла еще – страсть (уж не знаю, на­сколь­ко до­пус­ти­мо та­кое сло­во по от­но­ше­нию к свя­щен­ни­ку). Это осо­бен­но чув­ст­во­ва­лось, ко­гда он го­во­рил.

В Гу­ба­ниц­кой церк­ви был оформ­лен стенд, рас­ска­зы­ваю­щий о воз­ро­ж­де­нии Церк­ви Ин­грии. Чер­но-бе­лые фо­то­гра­фии 80-х го­дов… раз­ные при­хо­ды, и на ка­ж­дой сре­ди при­хо­жан - Ар­во Сур­во. По­ла­гаю, что имен­но с та­ким тем­пе­ра­мен­том (в сво­их ин­тер­вью Ар­во Сур­во рас­ска­зы­ва­ет, что вы­рос в Гат­чи­не, в Ма­ри­ен­бур­ге, где жи­ло мно­го цы­ган. Он дру­жил с ре­бя­та­ми, пел цы­ган­ские пес­ни… а ведь, с кем по­ве­дёшь­ся, то­го и на­бе­рёшь­ся!) толь­ко и мож­но бы­ло в си­туа­ции «без­на­дёж­ной в пла­не язы­ка и куль­ту­ры» под­ни­мать Цер­ковь и ока­зы­вать­ся в нуж­ное вре­мя в нуж­ном мес­те. А спус­тя де­ся­ти­ле­тия, су­дя по все­му, энер­гии в нём мень­ше не ста­ло! Он за­ни­ма­ет­ся сбо­ром фольк­ло­ра. Пи­шет пес­ни «в ка­ле­валь­ском клю­че – с риф­мой по пер­во­му сло­гу или зву­ку». Пе­ре­во­дит Биб­лию на цы­ган­ский язык.
   По­слу­шать ин­тер­вью и вы­сту­п­ле­ния пас­то­ра Ар­во Сур­во мож­но на сай­те: http://www.arvosurvo.com
   Празд­но­ва­ние в этот день за­кон­чи­лось. Но весь 2011 год яв­ля­ет­ся юби­лей­ным. И ес­ли мы не лю­те­ра­не и не име­ем ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Церк­ви Ин­грии, это всё рав­но - об­щий празд­ник на­шей зем­ли.

Лидия КРУШЕВА

Фото автора

 

Другие части цикла Ижорская земля - Inkerinmaa

 

Часть I. Юханнус - Иванов день

 

Часть II. Гимн ре­ке. Ин­ке­рей­о­ки!

 

Часть IV. Ин­гер­ман­ланд­ский хо­ро­вод

 

 

Открытки-комментарии

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова