Только одну
ночь, самую короткую в году, цветет в лесу папоротник!
И тот, кому удастся найти его и сорвать цветок, станет
очень красивым, здоровым и богатым. Пожалуй, на этом и
заканчивались мои знания о празднике Ивана Купалы. Но
в этом году мне довелось побывать на нём, в наших краях
его отмечают финны-ингерманландцы.
Языческий
праздник этот приходится на день летнего солнцестояния.
Он был особо важен для народов Северной Европы, где
лето позднее и короткое. Люди поклонялись Солнцу,
которое в эти дни лишь на мгновение опускается за
горизонт, и Земле, совершали обряды, надеясь
получить хороший урожай, иметь отменное здоровье и
благополучие в доме.
В
дохристианские времена в Финляндии этот праздник
назывался в честь бога огня Укон юхла (Ukon juhla). После
церковь «увязала» его со Святым Иоанном Крестителем, и
он стал Ивановым днём, а Юханнус – это устаревшая форма
произношения имени Иоанна Крестителя. (В
православном календаре праздник этот вообще «съехал»
на июль.)
Но традиции
остались. Более того, в XX веке
праздник даже приобрел черты национального. Для
жителей Суоми Иванов день - один из самых любимых
праздников. Проводят его всегда на природе.
Кроме
цветущего папоротника - символа дня, а точнее, ночи,
у этого праздника есть и другие приметы.
В Иванов день
открывался купальный сезон, так как вода в озерах и
реках к этому времени становится достаточно тёплой.
(В этом году погода к купанию совсем не располагала!)
Кроме того,
если в ночь на Иванов день искупаться в росе, то
непременно сбудутся самые заветные мечты.
В прежние
времена в домах по комнатам развешивали гирляндами
лесные цветы, травы и ветки берёзы, чтобы дух леса
охранял всех от болезней. И сегодня украшения из
цветов и берёзовых веток являются традиционными
атрибутами.
Считается,
что Юханнус - благоприятное время, чтобы найти свою
вторую половинку. Девушки в этот день собирали в лесу
девять видов трав и, спрятав их под подушку, просили
суженого явиться к ним во сне.
Завершается
Юханнус большим костром, который разжигают поздно
вечером. Прежде вместе с ветками и дровами на костре
сжигали старые деревянные лодки. Самое подходящее
место для костра - берег озера или моря. По преданию, в
эту короткую июньскую ночь вся лесная нечисть выползала
из укрытий, и отпугнуть её можно было только громким
шумом или огнем.
Празднование
Юханнус в Ингрии имеет свою историю.
С 1899 года по
инициативе Моозеса Путро Юханнус стали отмечать как
летний Певческий праздник. Первый состоялся в Пудости,
а последний - близ прихода Туутари в июне 1918 года.
В 1989 году
традиция эта возродилась. Организатором современных
праздников выступает общество «Инкерин Лиитто»,
основанное в 1988 году. Теперь Юханнус традиционно
проводится каждый год в Ленинградской области, где
наиболее компактно проживают ингерманландские финны.
Справка:
«Инкерин Лиитто» («Ингерманландский Союз») является
общественной организацией ингерманландских финнов.
Главная цель «Инкерин
Лиитто» - «сохранение ингерманландских финнов как
этнической общности на родной земле». Деятельность
общества в значительной степени сосредоточена на
преподавании финского языка и поддержании финской
культуры. Оно организует курсы финского языка, ведёт
фольклорную работу (при обществе есть несколько хоров
и народных музыкальных коллективов), проводит
народные праздники, самый большой из которых – «Юханнус».
Кроме того с
его помощью создана сеть домов по уходу за
престарелыми; основан собственный Центр
трудоустройства; организуются профессиональные
курсы повышения квалификации; оказываются
юридические услуги, например по вопросам
реабилитации.
В апреле 2011
«Инкерин Лиитто» подало обращение к губернатору
Ленинградской области о включении ингерманландских
финнов в список коренных малочисленных народов РФ.
(Список
коренных малочисленных народов РФ (менее 50 тысяч
человек) утверждён указом президента в 2006 году в том
виде, в каком автоматически перешёл он в наследство
от СССР. В списке значилось около 40 названий, но в
действительности в России малочисленных народов
много больше (порядка 400). Так, например, самый древний
народ Ленинградской области - водь был добавлен в этот
список лишь в 2008 году.)
В этом году
праздник проходил в Гатчинском районе напротив
Скворицкой церкви, на берегу реки Ижора.
Справка:
Скворицкая церковь построена в 1839 году по проекту
архитектора Д. Квадри. В 1842 году здесь появился орган
мастера Иоганн Бухерт, в 1904 году - новый орган фирмы «Валькер»,
который в 1925 году «подвергся разграблению». Церковь
была закрыта в 1939-м, во время оккупации вновь
действовала, закрыта второй раз в 1944-м (П.Н. Кравчун.
Органная «Атлантида» Ингерманландии и Карельского
перешейка. СПб, 2009).
В рамках
праздника прошел Фестиваль финно-угорских народов. В
программе - песни, танцы, костюмы, праздничный костёр.
В концерте приняли участие: Эйно Корбелайнен, Людмила
Сойкка и Альберт Степанов (Петербург), Анита Илине
(Хельсинки), Дмитрий Дёмин (Петрозаводск), Йенс Комен
(Швеция), а также фольклорные коллективы: «Таломеркит»,
«Корпи», «Котиконтую», «Дзоридз» и церковный хор из
провинции Хювинкя (Финляндия).
Погода в этот
день внесла свои коррективы. С утра моросил дождь,
потому часть праздника прошла под крышей кирхи. Начался
праздник, как и полагается, с исполнения гимна
Ингерманландии «Nouse Inkeri», написанного Моозесом
Путро еще в 1898 году, и приветственных речей. А
продолжился песнями...
Дождь тем
временем закончился, трава подсохла, и после обеда
действо продолжилось уже на поляне напротив кирхи, где
заранее соорудили сцену и расставили скамьи (надо
отметить, что организация всего мероприятия была на
высоте). Закончился летний праздник по всем правилам -
большим костром.
Рассказывать, как прекрасно звучали песни, как
естественно и органично смотрелись танцы на природе
и как красиво выглядят люди в национальных костюмах,
полагаю ни к чему. Если у вас будет
возможность, побывайте на таком празднике!
Лидия КРУШЕВА
Фото автора
Другие части цикла
Ижорская земля - Inkerinmaa
Часть II.
Гимн
реке. Инкерейоки!
Часть III.
400 лет Церкви Ингрии
Часть
IV.
Ингерманландский хоровод
|