Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

ЗВУКИ ГОРОДА: БОЛЬШАЯ ГАСТРОЛЬ

   Вто­рое при­ше­ст­вие БГ

    За­кон­чив петь, он за­го­во­рил.

   О рус­ском язы­ке, че­ст­но­сти и те­ат­ре на клад­би­ще

версия для печати   

Фото: Владимир Ларионов

(«Ве­чер­ний Се­ве­ро­двинск»)

Со­стоя­лось. По­сле во­сем­на­дца­ти­лет­не­го пе­ре­ры­ва «Ак­ва­ри­ум» вновь в Се­ве­ро­двин­ске. Зри­те­ли по­лу­чи­ли удо­воль­ст­вие от пре­крас­ной му­зы­ки, му­зы­кан­ты - от те­п­ло­го се­вер­но­го прие­ма. Спа­си­бо ар­хан­гель­ским про­мо­уте­рам, ор­га­ни­зо­вав­шим га­ст­ро­ли. Су­дя по цен­ни­ку и за­пол­нен­но­сти за­лов, у них то­же все хо­ро­шо.

Два от­лич­ней­ших кон­цер­та за два дня, пять с по­ло­ви­ной ча­сов чис­то­го зву­ча­ния, а за ку­ли­са­ми Гре­бен­щи­ко­ва уже под­жи­да­ли жур­на­ли­сты. На­до от­дать долж­ное: об­щал­ся БГ с удо­воль­ст­ви­ем и без ма­лей­ше­го сле­да ус­та­ло­сти. Ве­ли­кий че­ло­век.

 

Вой­на с пи­ра­та­ми

и мир в ду­ше

 

- Бо­рис Бо­ри­со­вич, на­сколь­ко я мо­гу су­дить по ва­шим по­след­ним аль­бо­мам, Вы дос­тиг­ли мак­си­маль­ной уми­ро­тво­рен­но­сти.

- Это ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние. Мир в ду­ше - с ним ро­ж­да­ет­ся ка­ж­дый че­ло­век. Ду­ша по сво­ей при­ро­де бо­же­ст­вен­на. И, как го­во­рил апо­стол, Бог есть свет, а свет – это и есть мир.

- Но к че­му-то Вы ос­та­лись не­при­ми­ри­мы, го­то­вы с чем-то бо­роть­ся?

- Вы знае­те, ес­ли мне что-то не нра­вит­ся, я ста­ра­юсь это из­ме­нить, ес­ли это в мо­их си­лах. Ес­ли нет, я раз­во­жу ру­ка­ми. Как го­во­рит один мой зна­ко­мый, не нра­вит­ся – возь­ми от­верт­ку и по­правь. Я ста­ра­юсь так и де­лать.

- «Ак­ва­ри­ум» - один из не­мно­гих твор­че­ских кол­лек­ти­вов, ко­то­рый пре­неб­ре­жи­тель­но от­но­сит­ся к ав­тор­ско­му пра­ву. Вы вы­кла­ды­вае­те свои аль­бо­мы в Ин­тер­не­те в сво­бод­ном дос­ту­пе прак­ти­че­ски сра­зу по­сле их вы­хо­да. Ста­ло быть, не имее­те ни­че­го про­тив пи­ра­тов?

- Быть про­тив пи­ра­тов – то же са­мое, что быть про­тив пло­хой по­го­ды. Ска­жи это - и бу­дешь вы­гля­деть ду­ра­ком на всю жизнь. По­это­му те, кто бо­рет­ся с пи­ра­та­ми, ли­бо аб­со­лют­ные идио­ты, во что я не ве­рю, ли­бо ак­те­ры, что мне уже не­ин­те­рес­но. Ведь они пре­крас­но зна­ют, что 95 про­цен­тов про­дук­ции на на­шем рын­ке – пи­рат­ские. Так с чем они бо­рют­ся?

 

Раб, ком­по­зи­тор и звез­да

 

- Од­на моя зна­ко­мая встре­ти­ла вас на ули­це в Ин­дии. А по ули­цам рос­сий­ских го­ро­дов вы мо­же­те прой­тись так же спо­кой­но, что­бы вас ни­кто не ос­та­нав­ли­вал по­здо­ро­вать­ся, по­го­во­рить, ав­то­граф взять?

- Ме­ня обыч­но ни­кто не ос­та­нав­ли­ва­ет, а ко­гда здо­ро­ва­ют­ся – я не про­тив, это ведь пре­крас­но – же­лать здо­ро­вья! Так что я впол­не спо­кой­но хо­жу по го­ро­дам, и ни­кто ме­ня не тор­мо­шит.

- Но ведь звез­ды не ез­дят в мет­ро?

- Это мо­с­ков­ские звез­ды не ез­дят в мет­ро. А я, сла­ва те­бе, Гос­по­ди, не звез­да, а че­ло­век. Будь я звез­дой, го­рел бы в не­бе. И был бы очень боль­шой.

- Вы ощу­щае­те не­кий па­фос твор­ца? Ведь му­зы­кант не про­сто ме­ня­ет мир, он его соз­да­ет…

- У-тю-тю-тю! Му­зы­кант – это во­об­ще раб! Низ­шая ка­те­го­рия ре­мес­лен­ни­ков. Он иг­ра­ет то, что ему ска­жут и за что ему за­пла­тят. Вот те­бе но­ты, вот те­бе сот­ня в зу­бы - и иг­рай. А ес­ли бу­дешь иг­рать пло­хо, то мы те­бя еще пнем и вы­го­ним – вот это му­зы­кант. А вот ком­по­зи­тор – дру­гое де­ло.

 

В те­атр с ди­на­ми­том

 

- На кон­цер­те в Ар­хан­гель­ске вы вос­хи­ти­лись его чис­то­той, что вы­зва­ло впол­не по­нят­ный смех за­ла.

- Че­ст­ное сло­во, чис­то­та Се­ве­ра - это ве­ли­кая вещь.

- Речь идет о ду­хов­ной чис­то­те, ко­неч­но?

- Это слож­но оп­ре­де­лить. Это ско­рее из­на­чаль­ная чис­то­та и кра­со­та, из ко­то­рой вы­те­ка­ет кра­со­та и нрав­ст­вен­ная, и ду­хов­ная. Так что не­спро­ста ста­ро­ве­ры здесь се­ли­лись.

- По­сле очень эмо­цио­наль­но­го пер­во­го кон­цер­та ка­за­лось, что в Се­ве­ро­двин­ске вы бу­де­те уже го­раз­до спо­кой­ней и не столь во­оду­шев­ле­ны.

- Это вы нас со звез­да­ми пу­тае­те. Ка­ж­дый кон­церт – един­ст­вен­ный и все­гда мо­жет ока­зать­ся по­след­ним. Так что ес­ли ты все не от­дашь, то грош те­бе це­на. Толь­ко, по сча­стью, Се­ве­ро­двин­ский драм­те­атр сто­ит не на мес­те быв­шей церк­ви. А вот в Ар­хан­гель­ске, к на­ше­му ог­ром­но­му со­жа­ле­нию, до те­ат­ра стоя­ла цер­ковь, и нам бы­ло очень тя­же­ло там иг­рать.

- Мно­гие ар­хан­ге­ло­го­род­цы то­же счи­та­ют, что го­род­ской те­атр не дол­жен на­хо­дить­ся на этом мес­те.

- Я пол­но­стью с ни­ми со­гла­сен. «За­ло­жил бы ди­на­ми­ту - ну-ка дрызнь!» - как пи­сал Мая­ков­ский.

- Од­на­ко вме­сто это­го Ар­хан­гель­ский те­атр от­ре­мон­ти­ро­ва­ли, вы­ло­жи­ли мра­мо­ром и по­ста­ви­ли фон­тан­чи­ки.

- От­лич­но! Все рав­но взо­рвать. Ну не де­ло на мес­те хра­ма те­ат­ры ста­вить. То же са­мое, что на клад­би­ще. Не­хо­ро­шо это.

 

Ува­жа­ешь се­бя - учись

 

- Сей­час очень мно­го го­во­рят и пи­шут о кри­зи­се об­ра­зо­ва­ния в на­шей стра­не.

- Вы знае­те, да… из де­ся­ти пи­сем, ко­то­рые я по­лу­чаю, шесть – с гру­бей­ши­ми грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми. Ну о`кей. Ес­ли лю­ди се­бя не ува­жа­ют, они и не удо­су­жи­ва­ют­ся знать рус­ский язык. В Рос­сии все­гда бы­ли клас­сы, ко­то­рые се­бя ува­жа­ют и ко­то­рые се­бя не ува­жа­ют. Про­сто в на­ча­ле XX ве­ка те, кто ува­жал се­бя, по­тер­пе­ли боль­шой урон, их про­сто ис­тре­би­ли. По­это­му то, что се­го­дня лю­ди по­зво­ля­ют се­бе быть не­гра­мот­ны­ми в лю­бом смыс­ле это­го сло­ва, - это их вы­бор. Ну вот мож­но кре­сть­я­ни­на (при всем мо­ем ува­же­нии к кре­сть­я­ни­ну) по­са­дить в Гос­ду­му, одеть во фрак, но от это­го у не­го при­выч­ки не из­ме­нят­ся. Нуж­но по­валь­ное об­ра­зо­ва­ние, а это не­воз­мож­но, по­то­му что не все хо­тят быть об­ра­зо­ван­ны­ми. Так что те, кто хо­тят, пусть бу­дут об­ра­зо­ван­ны­ми, а те, кто не хо­тят, – им да­же не нуж­но де­лать вид, что они пы­та­ют­ся.

- То есть по по­во­ду по­те­ри куль­тур­но­го уров­ня вы не пе­ре­жи­вае­те?

- По­че­му это мы те­ря­ем куль­тур­ный уро­вень? Из-за низ­кой гра­мот­но­сти? Ду­мае­те, ко­гда тво­ри­ли Чай­ков­ский и Рим­ский-Кор­са­ков, все бы­ли гра­мот­ны­ми? Нет, толь­ко де­ся­тая часть на­се­ле­ния. И ни­че­го, жи­ли нор­маль­но.

 

Че­ст­ный или вос­пи­тан­ный?

 

- Есть что-то, че­го вы бои­тесь се­го­дня?

- Ес­ли по­пасть в ка­кое-то мрач­ное под­зе­ме­лье, то там, ко­неч­но, бу­дет страш­но. Но я в та­кие мес­та дав­но не по­па­дал. Рань­ше бо­ял­ся сто­ма­то­ло­гов, но те­перь мне все рав­но.

- А за де­тей бои­тесь?

- От то­го, что я бу­ду бо­ять­ся, их по­ве­де­ние и их бу­ду­щее не из­ме­нит­ся.

- А как вы сво­их де­тей вос­пи­ты­ва­ли?

- И ме­ня ни­кто не вос­пи­ты­вал, и я ни­ко­го не вос­пи­ты­ваю. Я это­го про­сто не умею. Мне ни­ко­гда не хо­те­лось за­мут­нять соз­на­ние сво­их де­тей. Я пом­ню, как мно­го уси­лий мне при­хо­ди­лось за­тра­чи­вать, что­бы де­лать вид, что ме­ня мож­но вос­пи­тать, и я это­му уни­же­нию ни­ко­го под­вер­гать не хо­чу. За­чем де­тям об­ма­ны­вать ме­ня и де­лать вид, что они «хо­ро­шие», ко­гда они не та­кие?

- Зна­чит, вы – за че­ст­ность?

- Че­ст­ность эко­но­мит вре­мя и энер­гию. По­про­буй­те и сра­зу это по­чув­ст­вуе­те. Во-пер­вых, не нуж­но бу­дет за­по­ми­нать свои об­ма­ны. Во-вто­рых, вы сра­зу нач­не­те стро­ить от­но­ше­ния с людь­ми пра­виль­но.

 

Без­на­деж­ный БГ

 

- В ва­шем твор­че­ст­ве бы­ли пе­рио­ды мол­ча­ния, ко­гда пес­ни про­сто не пи­шут­ся?

- Да вся моя жизнь – пе­ри­од мол­ча­ния. Ме­ня ред­ко про­ры­ва­ет, я в ос­нов­ном мол­чу. Что ка­са­ет­ся да­ра сло­ва, то у лю­бо­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся твор­че­ст­вом, 99 про­цен­тов вре­ме­ни – это кри­зис. И это нор­маль­но.

- Есть пес­ни, в ко­то­рых вы раз­оча­ро­ва­лись?

- Нет ни од­ной пес­ни, под ко­то­рой я не под­пи­сал­ся бы се­го­дня. Есть те, ко­то­рые сла­бее, чем хо­те­лось бы. По­это­му я их про­сто не пою.

- А во­об­ще, раз­оча­ро­ва­ния час­то про­ис­хо­дят в ва­шей жиз­ни?

- Я да­же не по­ни­маю, что это та­кое – раз­оча­ро­ва­ние.

- Ска­жем, кру­ше­ние на­дежд…

- У ме­ня нет ни­ка­ких на­дежд. Ни еди­ной! За­чем? Мне впол­не хва­та­ет то­го, что есть. Го­во­рят – на Бо­га на­дей­ся, а сам не пло­шай. Но да­же это не со­всем точ­но. Бог и так уже все дал.

- Зна­чит, у вас все есть?

- У ка­ж­до­го из нас все есть! Про­сто 99,9 про­цен­та че­ло­ве­че­ст­ва это­го не по­ни­ма­ют.

- При­ят­но быть в эли­те, ко­то­рая по­ни­ма­ет?

- А я и не го­во­рю, что я по­ни­маю. Я слы­шал про это. Так ум­ные лю­ди го­во­рят. А я сам-то… ни­че­го по это­му по­во­ду не знаю.

 

Бе­се­до­вал Иль­дар ХА­БИ­БУЛ­ЛИН
     «Ве­чер­ний Се­ве­ро­двинск», 10 де­каб­ря 2009 го­да

 

Открытки-комментарии:

 

AW
Спасибо...
11 января 2010 13:45

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова