Фото
из архива Олега Химаныча
Год 1967-й.
Сдача головной лодки 667 проекта, с командиром
«Ленинца» Вадимом Березовским. И 37 лет спустя –
2004 год, на юбилее «Звёздочки».
Фото:
Владимир Ларионов
|
|
Не один
конструктор Ковалев создавал проекты для нашего,
некогда второго в мире подводного флота, и не возьму
грех на душу, умаляя заслуги тех же Исанина,
Перегудова, Пустынцева, Чернышева или же Кваши.
Однако меж корабелов и моряков подплава Сергей
Никитич, без сомнений – Патриарх!
Простое
перечисление всех его наград, званий и почетных
титулов наверняка займет пол газетной страницы. Если
кто ими любопытствует, имя и регалии академика
Ковалева без труда найдет в самых авторитетных
энциклопедиях и справочниках, и подивится высокому
их количеству и заслуженному ранжиру. Эти же заметки
о таланте, труде и мудрости Сергея Никитича.
Талант – это
всегда свыше.
Но талант
человеку не даруется, а дается, и дальше испытание –
можно его зряшно растратить, а можно поставить во благо.
Ковалев был человеком своего времени, и, конечно, мог
бы с тем же Божьим даром посвятить жизнь и другим
проектам. Но мир был безжалостен в политических
антагонизмах, угроза войны бытовала реальная, и для
безопасного паритета своей Родины он создавал
ракетоносные подлодки – мощные, грозные и уникальные.
Сергеем
Никитичем можно восхищаться бесконечно – его
блестящим умом и творческим началом, его гражданской
позицией. Даровитый конструктор и организатор,
блестящий рассказчик, способный живописец, автор
книги, в которой нашлось место и личным
воспоминаниям, и глубоким размышлениям, и
собственной философии, и словесному изяществу с
искрометным юмором, а также ироничным отношением к
себе. А за всем этим – труд, труд, труд!
Сергей
Никитич Ковалев – Почетный гражданин Северодвинска.
Еще бы! Три десятилетия Севмаш строил лодки по его
проектам. Их уже подсчитали – 73 корабля – целый флот!
Заказы стратегического значения, город ими жил, и, что
бы ни говорили сегодня могильщики Союза, для
Северодвинска это были лучшие годы. Большинству нынче
и невдомек, благодаря чему, он рос и строился. Так вот,
напомню тем, кто забыл и скажу тем, кто не знает –
городские массивы рождались в строгой увязке с
кораблестроительными программами. Потому что каждая
из них требовала трудовых ресурсов, и о людях ныне
трижды клятое столичным телевидением советское
руководство все же думало. Когда молодой конструктор
Сергей Ковалев впервые приехал в Северодвинск, а это год
1958-й, условная черта городской оседлости едва
выходила к Морской улице, ныне - Гагарина. Когда
завод взялся за корабли новых проектов, в том числе и за
ковалевский 658-й, жилые кварталы двинулись на запад.
Позже, когда на стапелях закладывали серии
ковалевского 667 проекта – под эти подлодки
правительство также выделило немалые деньги на новое
жилье - город шагнул за проспект Труда. «Акулы» Сергея
Никитича Ковалева с «Гранитами» Павла Петровича
Пустынцева вывели Северодвинск к Паранихе. Так-то!
Не мог не
любить
Без
преувеличения, с такими как Ковалев, сегодня уходит
эпоха – несколько поколений, коим было дано созидать.
С кем отождествить его личность? С Королевым или
Макеевым? С Келдышем или Александровым? С Харитоном
или Туполевым? А, возможно, и с другими атлантами
нашей науки, столь же фундаментальной, сколь и
практической. Сейчас уж никто не подсчитает часы,
сутки, недели, проведенные в студеных глубинах, в
отсеках своих кораблей конструктором Ковалевым.
Одно знаю точно – до 89 лет ходил он в моря. Факт,
безусловно, достойный Книги рекордов Гиннеса.
Признаться, встречались мне те, кто считал это чуть ли не
блажью академика. Недалекие, в лучшем случае –
наивные люди. Неужели не ясно, - не мог Сергей Никитич
не любить свои корабли?! А где же, как не в море, они
живут?! Да и не праздным пассажиром поднимался на борт
своих подлодок академик…
Заводчане,
те, кто постарше, должны помнить историю с 355-м
заказом. В 1976-м головная лодка на испытаниях из-за
штурманской ошибки с полного хода таранила подводную
скалу. Глубина – 210 метров и удар чудовищной силы!
Счастье, что в ЦП оказались те, кто и дело знал назубок, и
паники не ведал. Они-то и заставили лодку, а в ее
отсеках 300 душ человеческих, всплыть. Позже это
назвали – «аварийным всплытием с предельных глубин на
предельной скорости». До той поры такого не случалось!
Без счастливого рока, как и без мужества, тогда явно
не обошлось. Без малодушия тоже: иные старшие офицеры,
как потом мне рассказали очевидцы, в первые минуты
аварии просто впали в прострацию. Тогда же «гражданский
специалист» Сергей Ковалев, шедший на 355-м, спокойно
расспрашивал вахтенных о ЧП. Чтобы, спустя считанные
дни (!), отыскать, рассчитать и внести в проект корабля
то, что делало бы подобное всплытие не «аварийным», а
вполне допустимым и безопасным. Он всегда думал не
только о своих кораблях, но и о людях в отсеках, об их
опасной профессиональной доле, а потому и не мог
поступить иначе. Кто скажет, что Сергей Никитич не
настоящий подводник?!
Проект 941 –
самые большие в мире подлодки, прозванные в
просторечии «Акулами», считают вершиной ковалевских
идей. Считал ли так сам академик, не знаю. Не знаю и, как
воспринял он драму, когда из-за отсутствия ракет эти
боеспособные корабли на годы лишились моря.
В 90-х вызрел
вдруг замысел – переделать «Акулы» в танкеры и
рудовозы, чтоб сновали подо льдами Арктики…
Енисейские пороги, которые не то что подлодки, иные
балкеры минуют лишь по большой воде, мне довелось
проходить 8 раз. Наивность приспособы тяжелых «Акул»
для перевозки норильской руды была изначально
очевидна, и уж, конечно, не только мне. Но ведь о
сомнительной идее всерьез заявили, долго ее пиарили, и
похоронили совсем недавно. Мне же всё думалось - ну,
каково Ковалеву слушать эту маниловщину? Спросить
его, правда, не довелось, но думаю, слушал он ее не без
иронии. У мудрого Сергея Никитича она имелась.
Питерский
корень
Ковалев
многим запомнился выходцем из той, ныне уже
«старорежимной» ленинградской интеллигенции, вернее
– это даже ощущалось. Она имела корень петербургской, но
была уже советской - по образу жизни и вере. От
профессуры она унаследовала образованность и
достоинство, от балтийского соседства – вдумчивость
и неспешность, от северных кровей еще и деликатность,
какая века три резко контрастировала с московским
чванством и хамством. Сергей Никитич не терпел
панибратства, но был довольно прост в общении и с
высоким чиновником, и с простым работягой, попусту не
конфликтовал, на нервном срыве его никто не помнит, слыл
прекрасным рассказчиком, мог тонко поюморить, и над
собой тоже. От обилия наград и званий, образно говоря,
лик его не становился монументальнее и не бронзовел,
как у некоторых. Он никогда не рвался в первые ряды. В
первых рядах Ковалева можно видеть на снимках
официальных церемоний сдачи кораблей, но того
требовал протокол.
Наезды Сергея
Никитича в наш город были частыми и многомесячными,
и Северодвинск он знал, а, прочитав его воспоминания,
любой согласится – считал его своим, как и
Ленинград-Питер. О северянах всегда отзывался,
подчеркивая их честность и порядочность. Круг здешнего
общения у него был, конечно, специфический, в
основном заводчане – директорат – Егоров, Просянкин,
Макаренко и далее, но и корабелы «попроще», с коими он
сблизился в отсеках, на испытаниях подлодок.
Поверьте, в море суть человеческая распознается
лучше.
* * *
Так вышло, что
в Северодвинске последними, кто встречался с Сергеем
Никитичем от СМИ, были трое – я, Владимир Ларионов и
Евгений Баранов. Вечер 19 октября 2008-го мы провели в
«ковалевском» номере гостиницы. Утром академик
улетал в Петербург. Володя, ясное дело, был во
всеоружии фотокорра. Женя, который, собственно, и
устроил эту встречу, видеокамеру не взял – снимать не
планировали. Позже я не раз жалел об этом. Хотя, кто ж
знал, что в Северодвинск Сергей Никитич уже не вернется.
Академик
выглядел усталым. Не хворым, но утомленным. Утром он
вернулся с морей, днем состоялось заседание
госкомиссии по печально известной «Булаве», и
бодрости оно не прибавило. В неторопливом разговоре
Сергей Никитич был немногословен, но и этого вполне
хватило, чтобы оценить и ясность его мыслей, и прочную
память, и разносторонние познания. Правда, несколько
мгновений показалось, будто был он при своих мыслях, но
при том никак не выглядел отстраненным, скорее,
человеком, обладающим «цезаревым даром» - вершить
сразу несколько дел – по инерции тяготится одним,
размышлять о другом, и не прерывать нить беседы о
третьем.
Он был спокоен
и мудр. Как человек, проживший долгую и достойную жизнь,
немало испытавший, многого достигший, познавший
множество важных истин или одну, некую тайну бытия,
возможно, самую главную.
Таким и
запомнился Патриарх.
Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк,
«Корабельная сторона» от 3 марта 2011 года
|