Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

КАДРЫ ГОРОДА

      «Не уз­наю ца­ря пра­во­слав­но­го…»

версия для печати   

То ли не най­дя эк­ви­ва­лен­та для рус­ско­го сло­ва, то ли не впол­не его по­ни­мая или по дру­гой при­чи­не про­зви­ще Гроз­ный пе­ре­во­дят на За­па­де как Ужас­ный: Иван Ужас­ный. Об этом вспом­ни­лось, гля­дя по­след­ний по вре­ме­ни ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский пе­ре­вод Ива­но­вой эпо­хи – рос­сий­ский фильм «Царь». Ре­жис­сёр Па­вел Лун­гин по­ка­зы­ва­ет имен­но Ива­на Ужас­но­го – но по «дру­гой при­чи­не».

 

 

Его кар­ти­на толь­ко по внеш­но­сти ис­то­ри­че­ская, а по су­ти ми­фо­ло­ги­че­ская. Она не жиз­нен­ная, а жи­тий­ная. На­зы­ва­ет­ся «Царь», од­на­ко рас­ска­зы­ва­ет о мо­с­ков­ском ми­тро­по­ли­те Фи­лип­пе, в ми­ру Фё­до­ре Ко­лы­че­ве. По сю­же­ту ми­тро­по­лит дос­ти­га­ет свя­то­сти, про­ти­во­стоя ца­рю и при­ни­мая тер­но­вый ве­нец. По­это­му цар­ские де­ла в филь­ме не мо­гут не быть ужас­ны­ми, не­за­ви­си­мо от то­го что там про­ис­хо­ди­ло в ис­то­рии. По­про­сту го­во­ря, в этой кар­ти­не есть «до­б­рый ге­рой» - Фи­липп и «злой» - Иван. И он мо­жет быть толь­ко злым – так нуж­но для сю­же­та.

Петр Ма­мо­нов сыг­рал ца­ря по­сле «доб­рой» ро­ли в филь­ме Лун­ги­на «Ост­ров». И ка­жет­ся, что Иван Гроз­ный – это ад­ская па­ро­дия на от­ца Ана­то­лия. Они оба ис­тые бо­го­моль­цы, но один идет по пу­ти ис­ку­п­ле­ния гре­хов, а дру­гой их ум­но­жа­ет, при­том мнит, что де­ла­ет за Гос­по­да чёр­ную ра­бо­ту, под­го­тов­ляя Русь к Страш­но­му су­ду. Сто­ит ли до­жи­дать­ся всад­ни­ков Апо­ка­лип­си­са, ко­гда царь мо­жет их сна­ря­дить – да не че­ты­рёх, а це­лый от­ряд? И вот уже лю­ту­ют оп­рич­ные от­ря­ды.

Ца­ря не­сут в крес­ле сквозь див­ный сад. Во­пре­ки мо­нар­шим эс­ха­то­ло­ги­че­ским на­строе­ни­ям, Бо­жий мир цве­тет, но Иван слеп и глух к это­му. Он воз­во­дит Оп­рич­ный дво­рец без окон – по его мне­нию Но­вый Ие­ру­са­лим, где с ним бу­дет жить сам Спа­си­тель. А по­ка тот за­дер­жи­ва­ет­ся, мож­но у двор­цо­вых стен по­тра­вить мед­ве­дем «пре­да­те­лей».

Гла­за ца­ря го­рят. Иван одер­жим злом. Его злая во­ля ис­ка­жа­ет всё доб­рое и по­лез­ное, че­го ка­са­ет­ся. Суд пре­вра­ща­ет в про­из­вол. Уро­ду­ет по­ня­тие ми­ло­сти: по­ми­ло­вать оз­на­ча­ет умерт­вить без пред­ва­ри­тель­ных му­че­ний. По­бу­ж­да­ет тех­ни­че­скую мысль изо­бре­тать кро­ва­вые ат­трак­цио­ны.

В на­ча­ле филь­ма – при­ме­ча­тель­ная сце­на об­щей мо­лит­вы ца­ря и на­ро­да. От­кры­ва­ет эту сце­ну оде­ва­ние ца­ря. Бу­к­валь­но по­хо­дя Лун­гин ре­ша­ет про­кля­тый во­прос, что та­кое Рос­сия – Ев­ро­па или Азия. Иван про­хо­дит че­рез по­кои, а че­лядь спо­ро и по­до­бо­ст­ра­ст­но об­ла­ча­ет его в па­рад­ное пла­тье. Вос­точ­но­го об­ли­ка слу­ги це­лу­ют на­де­тые туф­ли. Со­про­во­ж­да­ет ца­ря бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ная ца­ри­ца, ед­ва ли не ша­ма­хан­ская. На­ко­нец вы­хо­дят к на­ро­ду, а тот в тре­пе­те и уни­чи­же­нии рас­про­стёр­ся, лиц не вид­но – од­но се­рое тря­пьё. Ка­кая уж тут Ев­ро­па! Вос­точ­ная дес­по­тия в чис­том ви­де.

Иван на­чи­на­ет мо­лить­ся о да­ро­ва­нии Мо­ск­ве но­во­го ми­тро­по­ли­та. Па­да­ет ниц на ко­вёр, и этот ко­вёр вме­сте с ца­рем ку­да-то во­ло­кут по до­ро­ге, и сле­дом пол­зет на­род… Бе­сов­ский фарс! Но, по сю­же­ту, и та­кой мо­лит­ве вне­млет Гос­подь. На­встре­чу Он по­сы­ла­ет игу­ме­на Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря Фи­лип­па.

По­след­няя эк­ран­ная ра­бо­та Оле­га Ян­ков­ско­го пе­ре­кли­ка­ет­ся с пер­вой – в филь­ме «Щит и меч». Юный Ген­рих Шварц­копф, уз­нав о звер­ской прак­ти­ке на­цис­тов, стал с ни­ми бо­роть­ся. Ми­тро­по­лит Фи­липп глу­бо­ко по­тря­сён мо­с­ков­ски­ми кро­ва­вы­ми де­ла­ми и об­ли­ча­ет их вдох­но­ви­те­ля: «Не уз­наю ца­ря пра­во­слав­но­го…»

Низ­ло­жен­ный и бро­шен­ный в тем­ни­цу, Фи­липп на­чи­на­ет тво­рить чу­де­са. На не­го снис­хо­дит бла­го­дать Бо­жия.

А на Ива­на на­ва­ли­ва­ет­ся тос­ка. Ему был по­слан про­вод­ник, что­бы вес­ти к спа­се­нию, но Иван не то что не по­слу­шал – при­ка­зал убить про­вод­ни­ка. И фи­нал кар­ти­ны – пред­вес­тие ада: царь в тем­но­те и пус­то­те. Он по­звал на­род на ве­се­лье – по­смот­реть оче­ред­ную рас­пра­ву, од­на­ко ни­кто не при­шел. В пье­се Пуш­ки­на на­род без­молв­ст­ву­ет в знак про­тес­та, а здесь во­об­ще от­сут­ст­ву­ет.

Это до­воль­но-та­ки про­стой фильм – и про­сты и пра­виль­ны зри­тель­ские ре­ак­ции и оцен­ки. Слож­но лишь от­ве­тить на во­прос, что бы ста­ли де­лать мы са­ми, ока­жись под вла­стью та­ко­го ца­ря.

 

Ан­д­рей НЕ­ФЁ­ДОВ

 

Открытки-комментарии:

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова