Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

КАДРЫ ГОРОДА

  Это фантастика!

  «Война и мир» Фёдора Бондарчука

версия для печати   

Да­ле­ко-да­ле­ко, в 2157 го­ду, зем­ной кос­ми­че­ский ко­рабль по­тер­пел кру­ше­ние на не­кой пла­не­те. Мо­ло­дой че­ло­век по име­ни Мак­сим упо­до­бил­ся Ро­бин­зо­ну, по­пав­ше­му на ост­ров, толь­ко пла­не­та ока­за­лась оби­тае­мой. Ро­ман брать­ев Стру­гац­ких на­зы­ва­ет­ся «Оби­тае­мый ост­ров». Ре­жис­сёр Фё­дор Бон­дар­чук снял по не­му фильм, пер­вая часть ко­то­ро­го идет в про­ка­те.

Ро­ман Стру­гац­ких – со­ци­аль­ная фан­та­сти­ка. При­клю­чен­че­ский сю­жет при­зван, ко­неч­но, ув­лечь чи­та­те­ля, но так­же и об­ри­со­вать со­ци­аль­ную мо­дель, ко­то­рую вы­страи­ва­ют ав­то­ры, - мо­дель, на­хо­дя­щую­ся в не­пря­мой, ас­со­циа­тив­ной свя­зи с ре­аль­но­стью. Кни­га за­кон­че­на в 1968-м, опуб­ли­ко­ва­на в 1969-м, то есть со­рок лет на­зад - юби­лей! И вот спус­тя столь­ко лет вы­яс­ня­ет­ся, что эта со­ци­аль­ная фан­та­сти­ка не при­над­ле­жит про­шло­му. Она и се­го­дня на­во­дит на гру­ст­ные мыс­ли, хо­тя ре­аль­ность, ес­ли срав­нить с 1969 го­дом, из­ме­ни­лась очень силь­но.

Стру­гац­кие рас­ска­за­ли в кни­ге о стра­не Не­из­вест­ных От­цов, ко­то­рая управ­ля­ет­ся в ма­ни­пу­ля­тив­но-ре­прес­сив­ном сти­ле. При­чем глав­ная став­ка де­ла­ет­ся на ма­ни­пу­ля­ции об­ще­ст­вен­ным соз­на­ни­ем. На лю­дей воз­дей­ст­ву­ют из­лу­че­ни­ем, ли­шаю­щим спо­соб­но­сти кри­ти­че­ски мыс­лить. Об­лу­че­ние вку­пе с ра­бо­той про­па­ган­ди­ст­ской ма­ши­ны да­ет же­лае­мый ре­зуль­тат – под­чи­нен­ность во­ле От­цов. (В филь­ме – ку­соч­ки ин­фор­ма­ци­он­ных вы­пус­ков та­мош­не­го те­ле­ви­де­ния. По­вад­ка ве­ду­щих на­по­ми­на­ет но­во­сти од­но­го на­ше­го фе­де­раль­но­го ка­на­ла).

Од­на­ко есть лю­ди, на ко­го из­лу­че­ние дей­ст­ву­ет ина­че, - дос­тав­ля­ет боль, не ума­ляя ум­ст­вен­ных спо­соб­но­стей. Это так на­зы­вае­мые вы­род­ки. Из них со­сто­ит оп­по­зи­ция ре­жи­му… и вер­хуш­ка са­мо­го ре­жи­ма. Они ве­дут жес­то­кую борь­бу, но яв­ля­ют­ся как бы из­нан­кой друг дру­га. Еди­ны в ме­то­дах, а мо­жет быть, и в це­лях.

Бон­дар­чук эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман, не пы­та­ясь его как-то улуч­шить, не спо­ря с ав­то­ра­ми. Уси­лия съё­моч­ной груп­пы бы­ли на­прав­ле­ны на то, что­бы вос­соз­дать мир Стру­гац­ких, внят­но рас­ска­зать их ис­то­рию, не сфаль­ши­вить по ак­тер­ской ли­нии. Итог – эта Сто­ли­ца, за­дым­лен­ная, од­но­цвет­но-се­рая, рас­се­кае­мая бы­ст­ры­ми по­ез­да­ми. Ди­ри­жаб­ли, плы­ву­щие над ули­ца­ми. В оде­ж­де – сме­ше­ние haute couture, ни­ще­ты и вое­ни­зи­ро­ван­но­сти. На ли­цах – утом­ле­ние, не­здо­ро­вье.

Итог – эта ли­ней­ка гос­под, си­дя­щих за длин­ным сто­лом. В ро­лях Не­из­вест­ных От­цов сплошь из­вест­ные ак­те­ры, ме­дий­ность кад­ра за­шка­ли­ва­ет. Ка­ж­дый из От­цов бо­ит­ся ос­таль­ных, по­то­му все ос­то­рож­ны, край­не сдер­жан­ны. Жизнь – в гла­зах, ко­рот­ких ре­п­ли­ках, стек­лян­ном ша­ри­ке, что ка­та­ет ру­ко­во­ди­тель это­го со­ве­ща­ния. А ли­цо его по­хо­же на мас­ку кан­ни­баль­ско­го бо­же­ст­ва (роль Па­пы по­ру­че­на Мак­си­му Су­ха­но­ву).

Всю­ду че­ло­ве­че­ское про­ни­за­но со­ци­аль­ным, всё увя­за­но со смыс­лом филь­ма – это не­со­мнен­ные дос­то­ин­ст­ва ре­жис­сер­ской ра­бо­ты Бон­дар­чу­ка. И ско­рее не­дос­та­ток – па­рад звезд рос­сий­ско­го ки­но, по­сколь­ку от­вле­ка­ет от пла­не­ты Са­ракш. Впро­чем, глав­ных ге­ро­ев сыг­ра­ли от­нюдь не звез­ды, со­всем мо­ло­дые ак­те­ры. Не­смот­ря на их не­опыт­ность, иг­ра ор­га­нич­на и точ­на.

Глав­ных ге­ро­ев трое: Мак­сим, его то­ва­рищ Гай и се­ст­ра Гая, лю­би­мая де­вуш­ка Мак­си­ма Ра­да. Юлия Сни­гирь мяг­ко, жен­ст­вен­но ве­дет её ли­нию: сим­па­тия к Мак­си­му, за­бо­ты по до­му, на­де­ж­да в раз­лу­ке… На па­мять зри­те­лю ми­лая улыб­ка.

Петр Фе­до­ров – дра­ма­тич­ный Гай. Иду­щий от уве­рен­но­сти в се­бе, чув­ст­ва пре­вос­ход­ст­ва над ди­ка­рем Мак­си­мом, ос­но­ван­но­го на пра­виль­ном по­ни­ма­нии жиз­ни, на ощу­ще­нии зна­чи­мо­сти сво­ей ро­ли кап­ра­ла Бое­вой гвар­дии, - к смя­те­нию и над­ло­му. Вна­ча­ле гор­де­ли­во вздер­ну­тый под­бо­ро­док, в фи­на­ле – стра­даль­че­ская гри­ма­ска.

На­ко­нец, Мак­сим – Ва­си­лий Сте­па­нов. Зем­ля­нин XXII ве­ка, ко­то­рый по­гру­жа­ет­ся в рас­при на Са­рак­ше. В на­ча­ле филь­ма есть мо­мент, ко­гда гла­за Мак­си­ма под­све­че­ны огонь­ка­ми ка­ко­го-то при­бо­ра, бу­к­валь­но сия­ют, - об­раз доб­рой и на­ив­ной ду­ши. По­тух­нут ли эти гла­за, по­тем­не­ет ли ду­ша?

Во вто­рой час­ти ки­но­ди­ло­гии пред­сто­ит куль­ми­на­ция. Обе­ща­на атом­ная вой­на. В пер­вой час­ти был ка­кой-ни­ка­кой, но мир. «Оби­тае­мый ост­ров» - «Вой­на и мир» Фё­до­ра Бон­дар­чу­ка, стран­ная и всё же яв­ная пе­ре­клич­ка с эпи­чес­ки­ми по­лот­на­ми его от­ца.

 

Ан­д­рей НЕФЁДОВ

 

Ещё на эту те­му:

Бра­тья Стру­гац­кие или Ва­чов­ские?

 

Открытки-комментарии:

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова