Если определить одним
словом «картинку» в «Обитаемом острове», то это слово
«зловещая». Она такая и в первой части фильма, и еще
больше во второй, представленной теперь вниманию
зрителей.
Зловещий Странник
(Алексей Серебряков). Обиталище Колдуна, стены
которого, кажется, состоят из копошащихся летучих
мышей. Белая субмарина, оставленная экипажем, но
словно живая, - так всё в ней искрит, сопит, смотрит
красными глазами аварийного освещения. За
предвестиями страшного приходит и оно само – война в
виде истерической танковой атаки. Апофеоз
батального эпизода – смерть Гая, одного из главных
героев. Истерика движения обрывается статикой
непоправимого несчастья: мертвы и Гай, и его убийца,
проткнутый древком штандарта и повисший на нём; в
скорбное изваяние обратился Максим (Василий
Степанов). Есть горькая красота в этом кадре, длящемся
под скрипки и медь оркестра, - будто смотришь
иллюстрацию к античной легенде или рыцарскому
роману.
Военный эпизод –
кульминация всей кинодилогии. До смерти Гая были
возможны разные финалы, после неё – только один. Не
случайно авторы фильма добавили в сюжет Стругацких
сцену на кладбище. Снова очень живописную, но это уже
модернистская и мизантропическая живопись. С
бесконечными рядами белых пирамидок. С погибшими,
черными деревьями. «Здесь похоронены друзья и
надежды», - сказано об этом кладбище в «Известиях».
Здесь, кажется, похоронено и само будущее планеты, на
которую свалился космонавт-землянин. Но здесь и Максим
склонился к могиле друга и, наверное, шепчет свою
Аннибалову клятву: системе психологических и
политических манипуляций, которая убила Гая и
убивает всё и вся, он положит конец. Он сделает это
вопреки не только власти, но и оппозиции. Как
выясняется, вопреки и земному «спецу» - Страннику по
имени Рудольф.
И Максим взрывает
транслятор излучения, столь пагубного для
человеческого разума. Довлевшая над Столицей и
планетой, башня рушится, как рушилась башня Саурона в
фильме «Властелин Колец». Тут появляется Странник,
считающий, что эту манипулятивную систему нужно было
использовать для постепенных перемен к лучшему.
Между Странником и Максимом завязывается диспут, в
котором вербальные аргументы чередуются с
невербальными – мощными ударами рук и ног в стиле
«Матрицы». Сразу видно, что спорят не местные. Наконец
поле диспута остается за Максимом, который
принимает критику и готов исправиться, но в главном
своем поступке не раскаивается.
Режиссерские кунштюки
запараллеливают Максима со спасителями Фродо и Нео.
Однако сама собой возникает еще одна параллель: во
взорванной башне было никак не меньше народу, чем в
торговом центре в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Спасая планету от кладбища, Максим отправляет туда
тысячи людей.
Кинодилогия
«Обитаемый остров» подымает вопросы вслед за
Стругацкими. И развивает фантастический жанр в нашем
кино, который явно в этом нуждается. Сопоставляя свой
фильм с известными американскими, режиссер Федор
Бондарчук не очень и рискует. Он имеет право на такую
игру, потому что в его картину вложен огромный труд. Ей,
может быть, недостает озарений, но это творческая,
достойная, нерядовая киноработа.
Андрей НЕФЁДОВ
Фото с сайта
http://ruskino.ru
|